Многие до сих пор полагают, что именно бывшее советское общество по числу стукачей и всяких там шпионских методов государственного надзора за собственными гражданами впереди планеты всей. Оказалось, что приемникам советского КГБ в нарушении прав человека до американских спецслужб еще топать и топать.
Честное слово. Начнем с водительских прав. Многие, наверняка, знают, что в Штатах права заменяют все документы сразу. Так вот, для получения прав в США нужно сдать свои отпечатки пальцев. Нормально? То есть все население Америки по достижении 16 лет сдает отпечатки пальцев в базу данных ФБР. Не хочешь? Пожалуйста - у нас демократия, но только прав ты не получишь. И сдают все, ибо без прав тут не выжить. Вот только одно удивляет: почему у них такой низкий уровень раскрытия преступлений, если на всех есть база отпечатков пальцев?
Не менее темную сторону имеет и система социального страхования. Первоначальная идея была классная - каждый, кто платит налоги в Америке, имеет право на социальную страховку. Каждому выдавался номер полиса такой страховки, и все довольны. Вскоре страховка отошла на второй план, а вот набор цифры остался и превратился в номер личного досье.
Чему тут удивляться, у большинства людей есть номер плательщика налогов? И все же это две большие разницы. В США этот номер обязателен не только при устройстве на работу, а практически для любых услуг. Приходите вы в аптеку купить лекарство, а они у вас спрашивают номер социального страхования. И тут же отметку в ваш файлик: купил тогда-то такие-то лекарства. Приходите перечислить деньги в Вестерн Юнион, а они у вас опять спрашивают номерок, и опять - галочку. В общем, получается, что этот самый номер требуют почти все службы - врачи, аптекари, в гостиницах, в спортзале, при заказе билетов. И все это отмечается в вашем досье каждый день. К концу жизни любой человек с доступом может посмотреть весь ваш жизненный путь: когда вы лекарства от запора покупали, а когда в гостиницу не со своей женой селились. Ненавязчивый и демократичный контроль.
Кроме этого, в США - кругом стукачи. Мало того, они там - народные герои. Взять, к примеру, УнаБомбера, известного террориста и психопата. На протяжении нескольких лет он был неуловим, пока за него не назначили награду в 300 тысяч долларов. Сдали в первый же день. И кто сдал? Его родной брат. Стал героем. Американского Павлика Морозова показывали по национальному телевидению и печатали интервью во всех ведущих газетах. Когда его спросили, почему он не сдал братца раньше, он честно ответил, что за даром его сдавать ему совесть не позволяла.
Аппараты прослушивания и электронные «жучки» вскоре уйдут на покой. Сегодня нет необходимости их ставить, поскольку у каждого есть мобильный телефон. США официально заявили о намерении внедрить технологию определения местоположения абонента во все сотовые телефоны. Федеральная комиссия по связи уже приступила к реализации этого плана, согласно которому до 95% новых "трубок" будут оснащены данной функцией.
А если кто-то предпочитает общение через компьютер, вопрос контроля и вовсе не стоит. Особое удобство интернет-жучков в том, что они - не физические предметы, а просто кусочки компьютерного кода. Они бесплатно тиражируются, мгновенно устанавливаются и отслеживают огромное количество пользователей. Не говоря уже о глобальных системах контроля типа англо-американской ECHELON, которые сканируют весь интернет-трафик, или компьютерных вирусах, которыми все «поползновения» пользователя отслеживаются при каждом нажатии мышки. Благодаря серверным технологиям, совершенно легально и открыто можно собрать и продать клиенту уникальные персональные данные о любом пользователе, его привычках, о любимых темах, сайтах, товарах, ключевых словах... Переписка по электронной почте полностью открыта для частных провайдеров и для каждого мало-мальски грамотного хакера.
Но ежели кто-то с электроникой на «ты», то и для них найдутся современные средства слежки. Американская солдатня в Ираке шастала по мечетям в огромных военных очках, специально созданных Пентагоном для «просветки террористов» и рассматривали сквозь них женщин-мусульманок. Очки позволяют видеть людей без одежды. Думаю, что применение таких очков не ограничивается Ираком или Афганистаном.
В мае 2001 года автор многочисленных научно-фантастических романов Дэвид Брин (David Brin) предсказал, что «технология может преодолеть любую преграду, при помощи которой мы хотим защитить свою частную жизнь. В будущем станет, например, возможным спрятать микроскопическую видеокамеру в искусственной мухе». В декабре 2002 года это предсказание начало сбываться: Пентагон заявил о своем намерении создать гигантскую систему наблюдения под весьма выразительным названием Total Information Awareness, которая позволит следить за каждым гражданином США посредством проверки его банковских транзакций, покупок, оплаченных кредитной карточкой, счетов за электроэнергию и телефонные разговоры... Разве такая система может работать только в США?
Многочисленные эксперты предупреждают, что никогда ранее частная жизнь человека не находилась в такой опасности. В США уже давно не выделяются деньги на борьбу со СПИДом, раком или инфарктами. Субсидируются скорее исследования по какому-то «биотерроризму». Один австрийский художник Швертбергер был как-то задержан в аэропорту Нью-Йорка и провёл 20 часов, закованный в цепи, а затем был депортирован обратно в Австрию за то, что во въездном формуляре забыл указать, что 20 лет назад он был приговорён в ФРГ к денежному штрафу за то, что выкурил одну (!) сигарету с марихуаной. Художник удивился, откуда об этом узнали пограничники США.
Америка - типичное полицейское государство. Федеральные агентства безопасности США в обход запрета Конгресса на разработку проекта тотальной слежки за гражданами страны используют уже созданные технологии для тех же целей. Издание Washington Times сообщало о программе Total Information Awareness (TIA) - грандиозной компьютеризированной системе слежения за гражданами США и иностранцами. Ключевым элементом этой системы являлась технология data-mining (добыча данных). Суперкомпьютер, установленный в Пентагоне, использующий технологию data-mining, должен был создавать своеобразный алгоритм активности террористически опасного индивидуума и на основе сравнительного анализа присваивать другим людям некий "индекс террористической опасности".
Поскольку технология data-mining вызвала сильный гнев правозащитников, Пентагон, ЦРУ, ФБР и прочие антитеррористические ведомства во главе с правительственным Центром объединения данных о террористической угрозе (Terrorist Threat Integration Center (TTIC) вскоре перестали использовать данный термин.
Несмотря на заявление Пентагона о том, что технологии (включая data-mining), разработанные для TIA, не распространялись за пределы соответствующего отдела, спецслужбы, по данным газеты, продолжили работу в этой области, используя менее совершенные системы.
Несмотря на отказ от терминологии, "добыча данных" (но уже под другими названиями) была продолжена в других проектах, которые, в отличие от TIA, остаются работать в рамках кампании по борьбе с терроризмом. Спецслужбам нет резона создавать особую базу данных, и с успехом использовать существующие базы авиакомпаний, торговых фирм, банков и полиции.
Бдительное око американских спецслужб в последнее время внимательно уставилось на общественные библиотеки и книжные магазины, директора и владельцы которых должны, согласно закону, предоставлять агентам ФБР необходимую информацию о том, что читают и что покупают их посетители.
Не говоря о библиотеках, тайник потенциально опасного информационного оружия слежения сегодня можно отыскать практически в любом уголке жизни.