В нескольких десятках километров к северу от знаменитого Луксора, в Дендере, располагается храм времен греко-римского господства, посвященный богине Хатхор. С недавних пор он прославился своими загадочными барельефами, в которых некоторые исследователи неожиданно распознали... электрические лампы!
РАСШИФРОВКА «ЗАГАДКИ»
Этих барельефов три. Все они находятся в одном зале и посвящены одной теме: группа людей (жрецы?) занята действием с некими предметами. Первая аналогия, возникающая при виде этих предметов, - электрическая лампа. Увлекшись этой аналогией, несколько инженеров-электротехников пришли к ошеломляющему выводу: перед нами - развернутое изображение схемы электрического освещения, использовавшегося древними египтянами!
В каждой из сцен присутствует некая коробка, на которой (по мнению создателей теории) сидит египетский бог солнца Атум-Ра. Может быть, его изображение символически подчеркивает роль загадочной коробки как источника энергии? От коробки тянется плетеный кабель, который инженер-исследователь Альфред Билек идентифицирует как практически точную копию современных технических иллюстраций, используемых для изображения электрических проводов. Заканчивается «кабель» в нижней части объектов типа электрических ламп (у «цоколя»). Внутри каждой «лампы» изображена волнистая змея, протянувшаяся почти на всю длину объекта. Норвежский инженер-электрик Генрих Кьелльсон в своей книге «Исчезнувшая технология» пишет, что в иероглифических текстах, сопровождающих барельефы, эти змеи описываются глаголом seref, что означает «пылать», и считает, что речь здесь идет о некоей форме электрического освещения.
Каждая из «лампочек» опирается на предмет, который Альфред Билек определяет как высоковольтный изолятор. Что касается «ламп», то инженер-электротехник Х.Цехариус идентифицирует их как трубки Крукса. Британский физик Уильям Крукс (1832-1919) одним из первых начал изучать распространение электрического разряда в стеклянных трубках, наполненных разреженными газами. При подключении к высоковольтной обмотке индукционной катушки такие трубки испускали яркое свечение. Может быть, древним египтянам тоже была известна подобная технология? Может быть, такими лампами пользовались древнеегипетские строители гробниц?
В пределах круга, очерченного инженерами, «электрическая» гипотеза на первый взгляд выглядит логично. Однако стоит шагнуть за его пределы, как эта смелая теория, увы, начинается рушиться.
ТАЙНА, КОТОРОЙ... НЕ БЫЛО
Предположим, что египтяне знали и использовали электричество. Какие источники энергии могли иметься в их распоряжении? Единственный объект, который реально может претендовать на эту роль, - «багдадская батарейка» (найденная, кстати, за пределами Египта). Однако, по подсчетам исследователя Ф.Дюрненбурга, для того чтобы маленькая лампочка могла гореть хотя бы тусклым светом, требуется приблизительно 1 ватт электроэнергии. «Багдадская батарейка» способна произвести около 25 милливатт энергии. Это означает, что для одной 1-ваттной лампочки необходимо сорок таких батарей! Между тем «багдадская батарейка» весит приблизительно 2 кг, так что батарея, способная обеспечить электроэнергией 1-ваттную лампочку, весила бы около 80 килограммов!
Один рабочий ежедневно нуждался бы как минимум в одном таком устройстве. Элементы типа «багдадской батарейки» могут употребляться только однократно, так что для одной 1-ваттной лампочки ежедневно требовалось бы 40 таких «батареек». На каждом участке работали около 10 рабочих, средний срок строительства составлял два года (по очень скромным оценкам). Таким образом, за это время рабочим потребовалось бы 292 тыс. «багдадских батареек»! Во всем Египте сегодня насчитывается как минимум 400 крупных подземных сооружений (гробниц, храмов и т.п.). Следовательно, египтянам потребовалось бы 116 млн. батареек. При таком огромном их количестве остатки батареек неизбежно были бы найдены археологами. Но их нет!
Стоит вспомнить о том, что в конструкции «багдадской батарейки» предусмотрены железные и медные детали. Каждая батарея содержит приблизительно 150 г железа, так что для постройки всех 400 подземных сооружений потребовалось бы приблизительно 17 400 т этого металла. Между тем железо в Древнем Египте ценилось больше, чем золото! Собственных месторождений железа в Египте не было, ближайшие находились на территории современной Турции. Почти то же самое можно сказать и о стекле, из которого должны были изготавливаться «лампы фараонов». Появившись около 1500 г. до н.э., стекло долгое время оставалось весьма престижным и дорогим изделием.
Из всего этого следует, что использование в Древнем Египте электрических ламп с «багдадскими батарейками» было попросту невозможно. Между тем никакие другие древние источники электрической энергии нам не известны.
Но если на рельефах храма Хатхор изображены не электрические лампы, то как можно объяснить смысл этих рельефов?
Рельефы храма в Дендере - космогонические. Их символизм необходимо интерпретировать с помощью египетских мифов, религиозных представлений и текстов. Поверхностное сходство с технологиями ХХ-ХХI вв. не имеет ничего общего с их истинным значением.
Достоверно известно, что храм в Дендере построен в 54 г. до н.э. и был посвящен ежегодному солнечному циклу. Из текстов, высеченных на стенах храма, можно узнать, какие ритуалы здесь совершались, статуи каких божеств здесь находились, какие размеры они имели, из каких материалов были сделаны и что делали с ними во время празднеств в канун Нового года. Тексты, сопровождающие рельефы, подробно объясняют все части изображения. Главная их тема - солнце, заходящее в последний день старого года и встающее в первое утро года нового.
Похожий на электрическую лампочку овал, внутри которого заключена змея, - это Дуат, загробный мир. По египетским верованиям, Дуат представлял собой свернутое в кольцо пространство, образованное согнутым телом Осириса. Каждую ночь в Дуат приходил бог Ра на своей солнечной барке. За 12 часов своего ночного плавания Ра проходил весь Дуат и через Срединные Врата, вновь появлялся на восточном горизонте и разгонял тьму над Землей. Протянувшаяся через всю «лампочку» змея символизирует бога Харсомта (одна из ипостасей солнечного божества Гора). В греко-римские времена (с 300 г. до н.э.) Харсомт практически всегда изображался как змея.
«Лампочка»-Дуат опирается на нечто вроде гриба с руками, в котором поборники «электрической» гипотезы видят высоковольтный изолятор. На самом деле это джед. По мнению ряда ученых, он представляет собой древнейший символ Осириса и символизирует его тело. Популярный в Египте обряд «воздвижения джеда» изображал воскресение Осириса. Эта ежегодная церемония символизировала возобновление сельскохозяйственного цикла.
«Электрический кабель», связывающий «лампу» с «генератором», - никакой не кабель. В текстах, сопровождающих рельефы, недвусмысленно говорится, что это - барка бога солнца Ра. Подобное символическое изображение солнечной барки не является чем-то из ряда вон выходящим. Один из объектов, традиционно связанных с баркой Ра, - цветок лотоса. Его также можно увидеть на рельефах в Дендере: это так называемое гнездо лампы!
Божество, изображенное на коробке-«генераторе» и поддерживающее встающее солнце, - Хех. Подобно джеду, он являлся олицетворением вечности. Его имя означает «миллион» или вообще очень большое число. В то время как джед символизирует «постоянную» вечность, Хех олицетворяет вечную смену циклов.
С учетом всех этих представлений рельефы Дендеры обретают смысл, и гипотезе об электрическом освещении не остается никакого, даже самого маленького места. Что же касается ответа на вопрос, каким образом освещались древнеегипетские скальные и подземные сооружения, то получить его мы можем от... самих древних египтян. Cреди руин поселков строителей гробниц в Долине царей археологи нашли подлинные документы, где писцы с бухгалтерской точностью зафиксировали, сколько ламп, какое количество масла, сколько фитилей и какой длины ежедневно выдавалось каждому рабочему.
Андрей РЯЗАНЦЕВ