Достаточно тяжело руководить компанией интернет-поиска во все более социальном мире. Еще хуже, когда антимонопольные регулирующие органы говорят, что ты несправедливо и незаконно используешь свое господствующее положение на рынке поиска, чтобы продвигать собственные продукты в ущерб конкурентам. Сейчас именно в этом обвиняют руководителей Google, которые любят хвастаться неофициальным лозунгом своей компании «Не сотвори зла». И правильно делают. Какое еще толкование возможно в свете настойчивых утверждений о том, что этот титан интернета целенаправленно занимается «величайшими нарушениями в истории конфиденциальности» и «самыми серьезными нарушениями законов о защите информации из числа известных нам»?
История антисоциальных сетей Google и анти-антимонопольной деятельности компании, которая попирает тайну онлайн-информации потребителя и идет в ущерб его доверию, уже начала угрожать ее давней гегемонии в сети и ее хваленому брэнду. Поворотным моментом в данной истории может стать оборонительная и нечестная реакция компании на обвинения в том, что ее оснащенные специальной техникой автомашины Street View тайком занимаются сбором частной информации в интернете, включая электронную переписку, фотографии, пароли, сообщения в чатах, а также посты на вебсайтах и в социальных сетях.
Феноменально успешный и высокодоходный гигант интернета подвергается тщательному анализу со стороны потребителей, конкурентов, регулирующих органов и избранных представителей власти. Всех их волнуют такие фундаментальные вопросы, как конфиденциальность информации, монопольная и антимонопольная деятельность. И в этих условиях необходимо задать вопрос: сталкивается ли Google с угрозой собственному существованию? Государственные регуляторы кусают его за пятки по обе стороны Атлантики, Facebook возглавляет гонку за внимание и престиж, а «социальное» начинает вытеснять «поиск» в роли центра онлайновой активности. Поэтому компания, всего десять лет тому назад совершившая революцию в наших средствах поиска информации, сегодня оказывается в осаде и под угрозой утраты своего видного положения, становясь, по сути дела, «очередным Microsoft».
Такая возможность с недавних пор начала превпащаться в реальность, когда рассерженные европейские регуляторы выдвинули Google ультиматум: компания должна отказаться от своей лжи по поводу неконкурентной практики работы в области поиска, онлайн- рекламы и программного обеспечения для смартфонов. Иначе ей придется столкнуться с последствиями. Регулирующие органы в Соединенных Штатах готовы последовать примеру европейских коллег.
Между тем, тайный сбор данных при помощи систем Street View уже привел к тому, что не менее дюжины стран приступили к проведению расследований. Однако Google по-прежнему отказывается «сознаться и представить исчерпывающее объяснение своим намерениям и замыслам, зачем компания собирает информацию, и кто знает об этом». На сегодня ни один регулирующий орган в США не видел информации, собранной Google у американских граждан. Компания сначала решила все отрицать, затем объяснила это ошибкой программирования в экспериментальных программах, потом заявила, что никаких незаконных данных в продукции Google не используется, а теперь говорит о том, что во всей этой неразберихе виноват один-единственный программист-мошенник.
Однако Федеральная комиссия США по связи сделала вывод, что сбор данных осуществлялся не случайно, что вышестоящие должностные лица знали об этом, и что на самом деле компания Google «намеревалась собирать, хранить и анализировать» собранные данные «с целью их возможного применения в других продуктах Google». После этого она оштрафовала Google за создание помех следствию.
Реакция Google на выводы комиссии ничем неожиданным не отличалась. На каждом шагу компания мешала и препятствовала проведению расследования по фактам сбора данных. Она упорно не желала предоставлять информацию европейским и американским контролирующим органам, заставляя их ждать месяцами – а также месяцами не давая ответ на вопрос о том, для чего эта информация собирается. Руководство компании даже набралось наглости и заявило регуляторам, что не может показать им собранную информацию, так как подобные действия могут стать нарушением конфиденциальности и законов о прослушке! Цитируя заявленную Google задачу «организовать информацию всего мира и сделать ее повсеместно доступной и полезной», главный юрисконсульт Microsoft Брэдфорд Смит (Bradford L. Smith) сказал New York Times: «Похоже, Google в своей работе вознамерилась воспрепятствовать другим делать то же самое».
Учитывая все это, а также почти полное отсутствие подотчетности, как мы можем доверять Google и прочим гигантам интернета, таким как Facebook, которая сама сегодня сталкивается с обвинениями в нарушении тайны информации и антимонопольных законов? Кто дал этим новым медийным компаниям право вторгаться в нашу частную жизнь, не имея на то разрешения и не уведомляя нас об этом, а потом тайком сохранять полученные данные до тех пор, пока они не придумают, как ими выгоднее воспользоваться в будущем?
Видимо, никто. И в результате своего наглого поведения и Google, и Facebook теперь могут войти в столкновение с регулятивными органами. Это будет самая мощная конфронтация в Кремниевой долине с тех пор, как американское правительство десять с лишним лет тому назад начало охоту на Microsoft. Их постоянное расхождение с нормами конфиденциальности и неприкосновенности частной жизни заставляет некоторых политиков обращать на это внимание. Так, сенатор Эл Франкен (Al Franken) из Миннесоты, руководящий подкомитетом по конфиденциальности информации, отметил в своем недавнем выступлении, что такие компании, как Google и Facebook, накапливают данные о пользователях, потому что «такова вся их модель бизнеса. И вы для них не клиент; вы их продукт».
Поэтому неудивительно, что соучредитель Google Ларри Пейдж (Larry Page) испытывает в настоящее время «приступы паранойи», как сообщила недавно Associated Press. Почему? Я пишу об этом в своей новой книге «Friends, Followers and the Future: How Social Media are Changing Politics, Threatening Big Brands and Killing Traditional Media» (Друзья, последователи и будущее: Как социальные медиа меняют политику, угрожают крупным брэндам и убивают традиционные СМИ). По мере того, как «контекстуальная сеть» занимает место «сети, управляемой данными» из начала 21-го века, для Google будет появляться все больше неприятных новостей, хотя в прошлом году компания продала рекламы на 36,5 миллиарда долларов. Возьмите болезненные страхи Google по поводу Facebook, добавьте к этому совершенно очевидный провал ее последней социальной сети Google Plus, приплюсуйте сюда ее проблемы с конфиденциальностью, доверием и антимонопольным законодательством, и вы поймете, почему руководство компании испытывает приступы паранойи. В конце концов, им грозит вполне реальная перспектива ведения оборонительной войны на много фронтов – в сфере социальных сетей, конфиденциальности информации, антимонопольного законодательства. И вести эту войну придется одновременно. Да, компания Google невероятно влиятельна, богата и сильна, а зона ее охвата чрезвычайно обширна. Но эта компания, ставшая в 21-м веке аналогом по-прежнему сильной, но все более увядающей Microsoft, вполне может обречь себя на поражение в такой войне, а также утратить доверие пользователей к одному из самых влиятельных и мощных в мире брэндов.