Сегодня речь пойдёт о российском проекте самой мощной электростанции в мире, на севере Охотского моря, которая может быть способна переломить энергетический баланс всей северо-восточной Азии. К сожалению, этот проект до сих пор не реализован по неизвестным причинам.
Всё это - из той же серии Проектов развития, о некоторых из них я уже рассказывал ранее в этих двух постах:
http://naganoff.livejournal.com/48559.html
http://naganoff.livejournal.com/49783.html
Итак, Магаданская область (вместе с Чукоткой) является печальным лидером депопуляции в стране. Её население за последние 22 года сократилось в 2,5 раза. Народ бежит отсюда. Ясно, что необходимо организовывать новую, на порядок более мощную, связность Дальнего Востока, интегрировать современной транспортной инфраструктурой оторванные от «Большой Земли» островные и квазиостровные территории, такие как Сахалин, север Хабаровского края, Камчатка, Чукотка, Магадан. Крайне необходима новая (на месте существующей Колымской трассы) дорога от Якутска до Магадана - она вообще может стать основным проектом развития для Магаданской области и всего северо-востока Дальневосточного округа.
Развитие Магаданской области, а также Камчатки и Чукотки должно быть тесно увязано со строительством Пенжинского водородно-энергетического кластера.
Именно об этом кластере и пойдёт речь.
Пенжинская губа располагается в северо-восточной части залива Шелихова Охотского моря. Высота приливов там составляет 9 м, а в редких случаях - 13 м, что является наивысшим для всего Тихого океана показателем. При площади бассейна 20 530 кв. км это соответствует ежесуточному проходу 360−530 куб. км воды, что в 20−30 раз превышает расход воды в устье Амазонки. Безусловно, столь мощный гидропотенциал необходимо реализовать.
Принцип работы приливной электростанции (ПЭС) таков: в заливе строится плотина, отделяющая часть его от океана. Во время прилива и отлива по разные стороны плотины образуется перепад уровней воды, вода устремляется через плотину в сторону нижнего уровня и приводит в движение реверсивные турбины, вращающиеся то в одну (во время прилива), то в другую (во время отлива) сторону.
По прогнозам специалистов института «Гидропроект», там могут быть построены аж 2 крупные приливные электростанции (для удобства можно считать их единым комплексом). Максимальная мощность Пенжинской ПЭС в этом случае может составить до 135 ГВт, что равняется 60% (!) совокупной установленной мощности всех электростанций России на 2012 г.
Это позволит организовать экономически эффективное производство водорода на Камчатке, который затем будет связан углеродсодержащим веществом с целью получения жидкого топлива, а в перспективе, по мере развития технологий водородной энергетики водород может быть использован в чистом виде. Важное значение могут иметь и неэнергетические сферы использования камчатского водорода: синтез аммиака (около половины мирового производства водорода), гидрогенизация и гидроочистка, гидрокрекинг, синтез метанола, нефтехимический синтез, различные химические производства, металлургия и др.
Объём производимого на Камчатке водорода может достичь 30 млрд. куб. м в год, из которого далее можно получить 10 млн. т жидкого топлива. Это позволит обеспечить искусственным моторным топливом более 8 млн. легковых автомобилей на Дальнем Востоке России и в соседних странах. Суммарный доход от продажи экологически чистого синтетического топлива при сегодняшних мировых ценах составит не менее 10 млрд. долларов в год.
Создание вокруг ПЭС водородно–энергетического кластера Камчатки способно в течение 10-15 лет превратить Камчатку в мировой центр по производству водорода и разработки новых технологий его хранения, транспортировки и использования.
Это означает, что Пенжинская ПЭС может (и должна) стать центральным элементом энергосистемы всей Северо-Восточной Азии.
Принципиальное значение для обоснования необходимости создания водородно-энергетического кластера в Камчатском крае имеет его высокая технологичность и принципиальная экологическая безопасность.
По сравнению с обычной ГЭС приливная электростанция имеет ряд преимуществ. Помимо отсутствия необходимости создания водохранилища выработка ПЭС не зависит от водности года. Приливы и отливы, сменяя друг друга, имеют постоянную для каждого месяца энергию. Привлекательны приливные электростанции и тем, что капитальные вложения на их строительство не превышают расходов на сооружение гидроэлектростанций. При этом себестоимость строительства электростанции на 1 МВт электроэнергии, вырабатываемой ПЭС, может обойтись впятеро дешевле, чем на ТЭС.
Практика эксплуатации подтвердила экологическую безопасность приливных электростанций:
плотины ПЭС биологически проницаемы: пропуск рыбы через ПЭС происходит практически беспрепятственно, основная кормовая база рыбного стада — планктон: на ПЭС гибнет 5–10 % планктона, а на ГЭС — 83–99 %;
снижение солености воды в бассейне ПЭС, определяющее экологическое состояние морской фауны и льда составляет 0,05–0,07 %, т.е. практически неощутимо;
ледовый режим в бассейне ПЭС смягчается: в бассейне исчезают торосы и предпосылки к их образованию, не наблюдается нажимного действия льда на сооружение, размыв дна и движение наносов полностью стабилизируются в течение первых двух лет эксплуатации;
наплавной способ строительства дает возможность не возводить в створах ПЭС временные крупные стройбазы, сооружать перемычки и прочее, что способствует сохранению окружающей среды в районе ПЭС;
исключен выброс вредных газов, золы, радиоактивных и тепловых отходов, добыча, транспортировка, переработка, сжигание и захоронение топлива, предотвращение сжигания кислорода воздуха, затопление территорий, угроза волны прорыва;
ПЭС не угрожает природе и человеку, а изменения в районе ее эксплуатации имеют лишь локальный характер, причем, в основном, в положительном направлении.
Немаловажное значение имеют благоприятные факторы в районе ПЭС:
смягчение (выравнивание) климатических условий на примыкающих к бассейну ПЭС территориях;
защита берегов от штормовых явлений;
расширение возможностей хозяйств марикультуры в связи с увеличением почти вдвое биомассы морепродуктов;
улучшение транспортной системы района;
исключительные возможности расширения туризма.
Сырьевой базой для бездефицитной работы такого кластера на сотни лет могут стать угли месторождения в Зырянском районе Якутии, с прогнозными ресурсами в 30 млрд. тонн. Такой энергетический комплекс можно сравнить с неиссякаемой нефтеносной провинцией.
Для обеспечения функционирования кластера необходимо строительство железной дороги вдоль всего полуострова Камчатка, а также в Магаданскую область и Якутию. Возможна транспортировка угля морским транспортом до порта Петропавловска-Камчатского, а далее по железной дороге на север Камчатского края.
Камчатская железная дорога и порт Петропавловска-Камчатского должна обеспечить и вывоз производимого в рамках кластера синтетического жидкого топлива (около 10 млн. т).
Для решения этой задачи необходимо значительное увеличение пропускной способности порта и грузоподъемности флота. Грузооборот его с 2851,3 тыс. тонн в 1994 г. снизился до 900 тыс. тонн в 2011 г. В настоящее время перегрузочные машины терминала выработали свой ресурс, физически и морально устарели. Техническое состояние подъемно-транспортного оборудования не обеспечивает его нормальную работу на грузовых операциях из-за постоянных «отказов». Поддержание их работоспособности и надежности требует значительных материальных и физических затрат. Для обеспечения высокой производительности порта требуется обновление машинного парка, модернизация оборудования.
За последние 12 лет не было сделано ничего, чтобы хоть как-то исправить эту ситуацию. И это – при наличии колоссальных нефтегазовых доходов.
Существует уверенность, что по проекту ППЭС вообще ничего и не будет сделано, поскольку сегодня, конечно, легче просто распилить по 30 млрд. долларов на Олимпиаде в Сочи, или на строительстве объектов никому не нужного саммита АТЭС во Владивостоке, куда отказался приехать даже президент США – вместо того, чтобы вложить их в то, что реально нужно нашей стране.