Если в этом будет заинтересован бизнес стран Евразийского союза. О создании единой валюты в рамках Евразийского союза на прошлой неделе говорил премьер Дмитрий Медведев, встречаясь со своими коллегами из Белоруссии и Казахстана. Он же предложил на выбор варианты названий — евраз или алтын — и обозначил возможные сроки — к 2015 году, то есть к моменту полноценного запуска Союза. В понедельник министр по основным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая заявила, что хоть введение единой валюты является отдаленной перспективой и не стоит сегодня в повестке дня, сам процесс уже запущен.
Процесс валютной интеграции, по словам Валовой, должен начинаться с согласования денежно-кредитной политики союзных государств. «Единая валюта — это верхушка экономической интеграции. Сейчас нам нужно внимательно смотреть на макроэкономическую политику, согласовывать ее, чтобы не допустить разбалансировки общего рынка. Исходя из того, как будет продвигаться эта работа, и будет приниматься решение о том, нужна ли нам общая валюта и в каком виде она будет вводиться», — считает министр Евразийской экономической комиссии. Валовая привела в пример европейский опыт и напомнила о двух причинах, которые подтолкнули Евросоюз к введению собственной валюты. Первой причиной стал мировой экономический кризис, после которого европейские страны решили уйти от доллара как мировой резервной валюты. «Но была и потребность бизнеса, когда товарооборот между странами достиг огромных масштабов. Евро создавалось, чтобы в первую очередь снять издержки с предпринимателей. Мы также должны внимательно следить за тем, на каком этапе такая потребность появится у нашего бизнеса», — считает Валовая.
Россия, Белоруссия и Казахстан в рамках создания Таможенного союза и формирования Единого экономического пространства, по мнению министра, уже проделали большую работу по уничтожению барьеров для движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, тем самым запустив процесс валютной интеграции.
Пока же странам-союзникам важнее привести к единым стандартам все нормативно-правовые базы, которые сегодня, в частности, принимает Россия, вступая во Всемирную торговую организацию. Валовая отмечает, что нормы Таможенного союза строились на тех критериях, на которых Россия присоединяется к ВТО. «Поэтому если к Белоруссии и Казахстану в процессе присоединения к ВТО будут выдвигаться какие-то дополнительные условия, то они не будут иметь экономической основы, а носить какой-то другой характер. Мы смотрим на ход процесса присоединения Белоруссии и Казахстана к ВТО позитивно», — уверена министр.
Евгений Красников