Газета "Наш Мир" br>ся
О том, что чемпионаты мира по футболу стали заменять мировые
войны (с точки зрения сброса агрессии), мне сказал еще в 1998-м
тогдашний гендиректор фабрики "Большевичка", бывший управляющий завода
"Рено" Жак Иоффе.
Был день финальной игры мундиаля, Франция – Бразилия, мы гуляли по
Парижу. Вокруг все свистело, гудело, било в барабаны, не скрыться было
даже в Нотр-Дам, где епископ Парижский призывал молиться за сборную. Я,
однако, подумал, что футбол как война – это перебор.
А потом Франция выиграла 3:0, и миллион с лишним парижан ломанулись
на Елисейские поля, и эта густая, как лава, толпа поглотила нас и
понесла. Думаю, первый и последний раз в жизни я справлял нужду прямо на
знаменитом бульваре, как, собственно, и все вокруг, потому что пива
было полно, а туалетов не было вовсе (мужчины образовывали круг спинами
внутрь, куда ныряли женщины – там было без вариантов). Старики
говорили, что последний раз столько людей видели в мае 1945-го, и
газеты наутро подтвердили.
То есть прав был Иоффе с альтернативой войне.
И нынешние драки с поляками, и вся сегодняшняя околофутбольная
гадость и мерзость, вроде твитов доверенного лица Путина Багирова, где
он писал про погибшего Качиньского такое, что любому поляку можно теперь
бить Багирова табуреткой; и нападения на русских в Варшаве — все это,
извиняюсь, много лучше, чем двигать войска под Москву, как в 1612-м.
Или под Варшаву, как в 1920-м.
Орать, оскорблять, даже драться стенка на стенку, визжать "Ще Росья
не сгинела" или "Польска, Польска, юбер аллер" – все лучше, чем
депортировать ни в чем не повинных или громить диппредставительства.
(Кстати, в сторону: крайне жаль разгромленного в Петербурге в
патриотическом угаре 1914-го года немецкого посольства. Толпа сбросила с
крыши – был слух, что внутри антенна – выдающегося размера статуи
голых юношей с конями, изваянные по моде тогдашнего югенд-стиля; ныне
это абсолютная гей-эстетика. А то бы сияли всеми своими достоинствами,
приветствуя в близлежащем Мариинском дворце депутата-гомофоба
Милонова).
Однако даже ярому и яростному патриоту, пылающему к Отчизне любовью
лесоруба, готовому в своей любви извести под корень целый лес, полезно
будет знать одну вещь.
Патриотизм как явление и как понятие существовал не всегда. Вообще,
многие понятия, привычные нам сегодня, появились недавно. Например,
"детство": представление о детстве как об особом возрасте, требующем
особого отношения, было порождением буржуазной среды середины XIX века, а
до этого ребенок был просто недовзрослым. Это сейчас мы ужасаемся
ужасам детской эксплуатации, описанной Диккенсом, а для современников
никакой эксплуатации не было, ибо отсутствовало экспуатируемое.
То же и с патриотизмом. Патриотизм – понятие, невозможное вне
национального государства и вне буржуазной среды. В средневековье, в
эпоху городов-государств, никакого патриотизма не было, что позволило,
например, Колумбу открыть Америку: уроженец Италии, он в поисках
финансирования успел послужить двум королям, двум герцогам и одному
графу. Никакого патриотизма не знали и русские крестьяне в начале XX
века, а они составляли 90% населения России. Потому как патриотизм,
повторяю, изобретение буржуазное. Крестьянин мог биться за свое поле,
деревню, но не за "великую Россию" — песенка Бумбараша "ничаво не знаю,
моя хата с краю" в этом смысле очень точна. Миллионы дезертиров времен
Первой мировой — наглядное тому доказательство.
У патриотизма есть свои сильные стороны. Он не нуждается в
обоснованиях, он невероятно мобилизующ (оба свойства роднят любовь к
Родине; "родина", как вы понимаете, тоже буржуазное понятие – с любовью
как таковой, с ее жарким, но иррациональным огнем). Однако есть и
слабые стороны. Например, границы патриотической любви неизменно
размыты. Допустим, предпочитая другую страну своей (болея, скажем, за
сборную Польши), ты поступаешь скверно, непатриотично. А если за
команду другого города? А если (как я) живешь на два города? А если
(как другие) на несколько стран?
Россиянину, знакомому с единственной страной, представляющей собой к
тому же страну-цивилизацию (в современном мире у России нет ни друзей,
ни последователей), трудно представить себе – с патриотической точки
зрения – устройство Евросоюза. Там тоже могут присутствовать (особенно
сильно, например, во Франции или в той же Польше) патриотические
настроения, однако "уроки патриотизма" в школах невозможно вообразить.
Хотя бы потому, что переезд из страны в страну – обычное дело. Знаете,
какая иностранная колония в Лондоне самая крупная? Нет, не русская. А
французская. Делов-то – пересечь Ла Манш. Вообще, обычное дело: родиться
в Голландии, образование получить в Германии, работать в Испании.
Патриотизм с его "где родился, там и пригодился" мешает мобильности,
обмену идей, живому движению крови.
А как же быть с иррациональной любовью, хотя бы к дому, к местности, к
пейзажу за окном? Очень просто. Постиндустриальная эпоха, отменив (ну,
или редуцировав) патриотизм, заменила его понятием лояльности. Страна
пребывания рассматривается как корпорация. Работать на ее благо –
хорошо. Гадить ей – скверно. Однако корпорацию можно и сменить:
идеально, сохраняя добрые отношения (и воспоминания) о работе в другой
корпорации.
Лояльность имеет массу преимуществ по сравнению с патриотизмом.
Дихотомию "друг – враг" она заменяет идеей соседства, партнерства.
Концепция лояльности дает возможность выбора и открытого взгляда на мир.
Английский пенсионер сдает или продает жилье в Англии и переезжает в
Испанию (дешево, тепло, море) и не выглядит при этом ни лазутчиком, ни
предателем.
Сравните с русским патриотизмом, когда отъезд, скажем, в Грузию (не
говоря уж про работу на грузинскую телекомпанию "ПИК", после подписания
контракта с которой и начались, говорят, реальные проблемы у Ксении
Собчак, перешедшей в глазах Кремля из разряда врагов в разряд именно
предателей) ставит на тебе иудину отметину.
Лояльность куда прогрессивнее патриотизма.
Я об этом говорю не потому, что надеюсь патриотов обратить в свою
веру. Это вряд ли возможно, пока Россия, будучи формально
постиндустриальной страной, сохраняет государство доиндустриальной
эпохи, со всеми преданьями и заветами ветхой старины, включая
потребность "воспитывать патриота".
Я говорю, чтобы имеющие глаза увидели, что существуют и другие модели. Более гибкие, современные, безопасные.
Когда 14 лет назад, 12 июля 1998 года, улицы Парижа залила орущая,
ликующая толпа из нескольких миллионов человек, в этой толпе были не
только французские триколоры. Там были флаги Алжира – потому что два
гола из трех в финальном матче забил уроженец Алжира Зидан. Там были
флаги Бразилии. И когда те, кто несли флаги Франции, сталкивались с
теми, кто несли флаги Бразилии, знаете, что они делали? Они обнимались и
братались.
Другая парадигма – другое поведение.
А любовь – это частное дело: к женщине, к мужчине, к березкам, к родине.
|