Мусульманские женские головные уборы, полностью закрывающие лицо,
являются религиозными символами, которые на первый взгляд не несут
никакого вреда.
Однако некоторые люди используют их в качестве маскировки для совершения
терактов, так как, например, в никабе можно остаться незамеченным и
лучше подготовиться к нападению. Поэтому кроме этических моментов,
касающихся интеграции и религиозной свободы, для запрета на ношение
одежды, закрывающей лицо, могут быть реальные причины, связанные с
общественной безопасностью.
Мы встретились с Клодом Монике, французским экспертом по вопросам
безопасности, работающим в Брюсселе. Давайте узнаем, что он думает по
этому поводу.
Президент Европейского центра стратегической разведки и безопасности
Клод Монике: "В Европе, в США, во всем Западном мире, у нас есть четкая
система для идентификации людей. У нас есть удостоверения личности -
паспорт или другой документ с фотографией. И каждый человек, к примеру,
даже люди, которые просто пользуются общественным транспортом, должны в
случае необходимости предъявить документ, удостоверяющий личность, и
действительно быть тем человеком, кем, по вашему заявлению, вы
являетесь. Но, конечно же, если вы носите никаб или паранджу, сверить
личность с удостоверением невозможно. Поэтому я думаю что, это именно
вопрос безопасности".
Клод Монике уверен, что примером для подражания является поведение тех,
кто готов принять ограничения для мирного проживания в одном обществе с
другими людьми. Более того, хотя многие люди считают запрет на головные
уборы, полностью закрывающие лицо, дискриминационным законом по
отношению к религии в частности, Монике считает, что общество не может
позволить некоторые действия исключительно ради защиты религиозных
убеждений.
Президент Европейского центра стратегической разведки и безопасности
Клод Монике: "Я не могу сесть в свою машину и проехаться по городу со
скоростью 200 км/ч, даже если я буду говорить, что имею на это право. Я
не имею право на вождение своей машины в состоянии алкогольного
опьянения. Я не могу зайти в магазин и взять что-либо, не заплатив за
это. И если закон устанавливает запрет на ношение никаба, это значит,
что его нельзя надевать. Конечно, это можно воспринимать как ограничение
свободы, но жизнь в обществе - это сочетание свободы и ограничений
свободы. Это делается, чтобы общество было пригодным для жизни".
Как считает Клод Монике, из-за запрета на посещение любых общественных
мест, магазинов, банков и ювелирных магазинов в никабе может снизиться
риск криминальных действий. Одно принятие этого закона не приведет к
исчезновению терроризма, однако он поможет бороться с террором и
нелегальными действиями, что можно рассматривать как первый шаг на пути к
предотвращению насилия.
Президент Европейского центра стратегической разведки и безопасности
Клод Монике: "Конечно же, я не думаю, что это остановит террористов,
ведь большинство террористических актов совершают люди, которые, конечно
же, не носят никаб. Однако за счет этого запрета у них появятся новые
сложности. Я имею в виду, что на проблему можно посмотреть под новым
углом: тот факт, что мы позволяли ношение никабов, давал дополнительные
возможности террористам и преступникам. Поэтому у нас есть вполне
весомая причина на его запрет".
Совсем недавно мужчина в парандже убил четырех французских солдат в
Афганистане. К сожалению, сложно определить, кто маскируется, а кто нет,
особенно в зонах боевых действий. Однако предупредить подобные ситуации
в странах, далеких от западного образа жизни, практически невозможно.
Президент Европейского центра стратегической разведки и безопасности
Клод Монике: "Конечно, в других странах ситуация еще более сложная,
потому что Афганистан – мусульманская страна с очень архаичным образом
жизни. Мы не можем потребовать от местных жителей отказаться от ношения
паранджи. Я говорю исключительно о Западном мире: Европе, США и так
далее. В Саудовской Аравии, в Афганистане это сложно. Я считаю, что
лучшим решением, к примеру, было бы включение женщин в состав военных
патрулей и их присутствие на контрольно-пропускных пунктах, чтобы они
могли проверять других женщин".
Нормы существуют для защиты общества в целом, и определенные свободы
ограничивают в том случае, если возникает риск для остальных граждан.
Конечно же, закрытое лицо мусульманских женщин - одно из религиозных
предписаний, но прошлый опыт показывает, что некоторые люди используют
это для совершения преступлений в общественных местах. Этот вопрос
всегда будет провоцировать горячие споры, но в то же время абсолютно
ясно, что в некоторых западных странах вопрос безопасности будет иметь
большее значение, чем религиозные правила.