Кризису региона евро не видно конца. Проведенные в Греции выборы дали повод надеяться, что вновь созданная коалиция способна осуществить программу стабилизации. Вместе с тем вызывает беспокойство экономическая ситуация в Испании, Италии и Франции.
Перейдем к реальной проблеме…
Заявленные причины кризиса, такие как высокий государственный долг и прозрачность бюджета, не были основополагающими. Действительной же причиной стало имеющееся в 17 странах-членах еврозоны варьирование в темпах роста производительности труда.
Только в Греции источниками кризиса стали высокая государственная задолженность и бюджетная открытость. Между тем вышеупомянутые причины не были характерны для Испании, Ирландии и Португалии. В 2007 г. уровень государственных задолженностей Греции, Ирландии, Португалии, Испании и Италии по отношению к совокупному национальному доходу данных стран составлял 75%. Долговое бремя сегодня достигло уровня 100%.
В связи с этим можно констатировать, что была другая причина кризиса. Так, основной причиной стало несоблюдение условия свободной циркуляции трудовых ресурсов, которое является необходимым при единстве денежной валюты. Почему данное условие не выполнялось?
Экономист Р. Манделл, автор теоретических подходов к образованию региона евро, выдвинувший теорию оптимальной валютной зоны, отметил, что, если большинство стран образуют совместную зону торговли или таможенный союз, в которых имеет силу единая денежная валюта, то для функционирования данной системы необходимо свободное перемещение трудовых ресурсов между странами. Между тем в еврозоне не приняли такую позицию. В связи с расширением денежных потоков из богатых северных стран в южные государства возрос уровень инфляции и заработной платы. При этом производительность труда не увеличилась, что впоследствии привело к стагнации в экономике.
Если бы Турции, которая является членом Европейского таможенного союза, не запретили свободного перемещения трудовых ресурсов, возможно, сегодня экономика Европы не переживала бы подобного кризиса. Ведь главный тезис господства единой валюты, проводимый Р. Манделлом, – реализация условия достаточности трудовых ресурсов.
Почему после подписания «Анкарского соглашения» Турции не было разрешено свободно распределять свои трудовые ресурсы? Запрет был принят политиками, мыслящими как бывший президент Франции Н. Саркози и премьер-министр Германии А.Меркель, с враждебными этноцентристскими настроениями по отношению к «чужим». Это и привело в результате к экономическому кризису в Европе. Иными словами, можно утверждать, что если бы в Турции не видели врага, сегодня кризиса в Европе можно было избежать.
Обратимся к экономике Турции…
На саммите G20 в Мексике для формирования «стены дивидендов» стоимостью в 600 млрд. долл. в силу кризиса, переживаемого в европейской экономике, Турция взяла на себя обязательство ссудить 5 млрд долл. в Международный валютный фонд (МВФ). Турция передаст МВФ эту сумму при условии его отчисления из резервов Центрального банка.
Вдумайтесь…
Турция до мая 2008 г. «берет в долг» у МВФ, а сейчас самостоятельно «дает взаймы» фонду. Успешный результат отстаивания своей точки зрения без взятия ссуды у МВФ, несмотря на давление со стороны заинтересованных групп, – безусловно, можно расценивать как прогресс. Если бы Турция поддалась давлению со стороны этих сил, то сегодня могла бы быть пациентом, госпитализированным в больнице под названием МВФ.
Вспомните…
Антиправительственные лобби с утра до вечера распространяли по телевидению пропаганду под слоганом «Турция тонет». Цель – взять у МВФ ссуду объемом 35 млрд долл., сохранить этот капитал, заставить народ расплачиваться, иными словами, делать то же, что и всегда. Однако Р.Эрдоган не попал в эту западню и положил конец опеке МВФ. Бюджетные расходы стали предполагать социальные выплаты в пользу бедных, возросли расходы на образование и здравоохранение, сократились военные расходы. Так, экономика Турции, не потерпев значительных убытков после кризиса 2008 г., стала демонстрировать интенсивный рост.
Как сейчас эту новость прокомментируют группы, оказывающие давление на правительство? Очевидно, что есть новая Турция, способная «одолжить» 5 млрд долл. МВФ. Время покажет, как отреагируют эти группы, еженедельно публикующие негативные комментарии в журнале «The Economist».