После того как сирийские войска с помощью российских средств противоздушной обороны «приводнили» турецкий самолет RF-4E (разведывательный вариант F-4 Phantom) ситуация вокруг сирийского конфликта снова начала набирать обороты. Вместе с тем возникла целая серия вопросов, ответы на которые пока еще являются зависшими в воздухе.
Напомним, что сирийские подразделения ПВО (по неподтвержденным данным – бригада 26-й сирийской авиационной дивизии ПВО) нанесла удар по турецкому самолету, который вторгся в воздушное пространство Сирии. Как сообщает сирийская сторона: зенитчики не могли знать, что самолет принадлежит Турции, так как никаких сигналов он не подавал, а вместо этого на предельно низкой высоте двигался в территориальных пределах Сирийской Арабской Республики. В результате удара средствами ПВО RF-4E упал в море чуть западнее городка Ум Ат-Туюр, который располагается в сирийской провинции Латакия, и сегодня его обломки находятся в Средиземном море на глубине более километра, поэтому доступ к ним весьма затруднен.
Турецкий МИД тут же направил в Дамаск ноту протеста по поводу сбитого самолета. Представители турецких властей заявили, что сирийцы нарушили международные нормы, сбив самолет, который совершал полет в нейтральном воздушном пространстве. По версии официальной Анкары самолет выполнял тренировочный полет для обеспечения функционирования национального радара. Кроме того, Турция не отрицает того факта, что самолет «случайно мог оказаться в воздушном пространстве Сирии», но тогда сирийские военные должны были предупредить пилотов, чтобы те снова ретировались в нейтральный «воздух». Сирийцы же этого, по уверения Анкары, не сделали и самолет сбили.
Хороший, получается, был самолет-разведчик у Турции, если он даже самостоятельно не мог определять пространственные координаты точки своего полета. Видите ли, его пилотам нужно постоянно с земли подсказывать о том, где самолет находится... В этой связи остается только надеяться, что разведывательный борт был оснащен хотя бы средствами связи, а иначе пилотам пришлось бы вслушиваться в корректирующие полет окрики диспетчеров, забравшихся повыше на пограничные горы: «Туда не лети, сюда лети!..»
Кстати, турецкие власти затем поняли, что сказали несуразицу и окончательно встали на позицию, декларирующую, что самолет был сбит над международными водами. Правда возникает другой вопрос: как он после удара ПВО оказался в сирийских акваториальных пределах. На это Анкара дает своеобразный ответ: самолет якобы еще около 10 километров после удара зенитной ракеты пролетел без контроля со стороны пилотов и рухнул в море. Если учесть, что RF-4E двигался на не более чем километровой высоте, то слова турецких «адвокатов» сложно воспринять в качестве адекватного объяснения.
После произошедшего инцидента Турция решила воспользоваться своим правом созыва консультационного совета стран – членов Североатлантического альянса. Теперь представителям НАТО придется обсудить, как же быть с этими сирийцами, которые решили не подсказывать турецким пилотам, где тем было бы удобнее вести свою разведывательную деятельность. И ведь самое интересное заключается в том, что столь очевидный прокол турецкой стороны, как прерванный сирийцами полет их RF-4E, может стать поводом для НАТО вторгнуться в Сирию с целью «отстоять честь и достоинство» Турции в целом и Реджепа Тайипа Эрдогана в частности. Это вполне согласуется с уставом Альянса, в котором есть пункт о необходимости осуществить коллективный удар по тому государству, которое осуществило нападение на одного из членов НАТО.
Только весь вопрос в том, а кто в такой ситуации это нападение совершил? Если турецкий самолет-разведчик вторгся в воздушное пространство Сирии, то это уже с Анкары нужно спросить, что этот борт там делал. Ведь полеты военных самолетов в небе независимых государств без разрешения этих самых государств пока еще считаются актами агрессии.
Но мы-то с вами прекрасно знаем технологии НАТО. В этом благородном сборище и сами могли пойти на провокацию со сбитым турецким военным бортом. Ведь закон войны гласит: если повод для начала военных действий не находится, то этот повод нужно выдумать самим. Два предыдущих «повода» с массовыми убийствами мирных жителей в Сирии ситуацию подогрели, но для натовских войск дорогу, в том числе, и не без помощи России, проложить не смогли. Так почему бы Брюсселю не поискать новый повод, который затем можно будет использовать даже без резолюций Совбеза ООН. Мол, на наших турецких братьев напал беспощадный Асад, а значит, мы полны решимости ответить этому тирану. В общем, все в духе «Империя наносит ответный удар».
С другой стороны, никакого «ответного удара» со стороны НАТО может и не состояться, так как сирийские ПВО показали, что готовы встретить, как полагается, любой самолет потенциального противника, «заблудившийся» в воздушном пространстве их страны. А ведь в НАТО бравых ребят, готовых силой духа преодолевать защитные рубежи иностранных государств, ребят, которые «ради Отечества» даже сами хотят пополнить, к примеру, Арлингтонское кладбище, не так много, как самому Альянсу хотелось бы. Поэтому российские средства противовоздушной обороны (по одним данным, это были передвижные комплексы «Панцирь-1», по другим – средства из более ранних поставок) могут снова не позволить войскам НАТО начать свою операцию.
Вполне возможно, что тот самый сбитый турецкий самолет был послан в качестве своеобразной мишени для сирийской армии: собьет – не собьет. Сбила… И теперь нужно всему миру показать свое негодование действиями сирийских властей – это раз, и в то же время выработать план дальнейших действий по преодолению противовоздушной обороны Сирии, которая, как видно, может оказаться не по зубам натовским самолетам – это два.
Кстати, теперь в НАТО (спасибо Турции) сами себя поставили в неловкое положение. Если состоятся договоренности по поводу того, что турецкий самолет действительно был сбит над нейтральными водами, то придется, согласно уставу, вступать в открытый военный конфликт с Дамаском в качестве «защиты» Турции. Но в Брюсселе-то понимают, что те же «Панцири» и С-300, которые в своем распоряжении имеет Асад, могут серьезно потрепать натовские воздушные армии, чего им, безусловно, не хотелось бы.
Если же туркам будет «объяснено», что самолет все-таки был в воздушном пространстве Сирии, то тогда уже Сирия вправе объявить о том, что Анкара проявляет агрессию в ее отношении, а это ни Анкаре, ни Альянсу в целом бонусов тоже не добавит.
В общем, стоит констатировать, что сбитый турецкий самолет добавляет головной боли генсеку НАТО Расмуссену, и раньше получавшему установки из «центра» о том, что нужно думать, как же справиться с этим Асадом, который для некоторых стран в этом мире давно стал бельмом на их «демократическом» глазу и не дает продолжить возможности наведение «демократического порядка» на Ближнем Востоке.
Автор Володин Алексей