В секретариате ОДКБ получили ноту узбекского МИДа, в ней говорится, что республика приостанавливает участие в деятельности этой военной организации.
Причины газете «КоммерсантЪ» пояснил источник в МИД Узбекистана: «Нас не устраивают стратегические планы ОДКБ на афганском направлении — в Узбекистане отдают приоритет двустороннему сотрудничеству с этой страной. Кроме того, Ташкент не устраивают планы в отношении усиления военного сотрудничества стран ОДКБ. Есть еще ряд причин. Все они приведены в ноте».
По словам собеседника «Ъ», «нота была составлена неделю назад».
Эксперты напоминают, что в 1999 году Узбекистан уже выходил из ОДКБ, присоединившись к ГУУАМ — организации, которая рассматривалась как противовес РФ на постсоветском пространстве. Но после мятежа в Андижане в мае 2005 года, когда Ташкента попал по пресс Запада, он вернулся в ОДКБ.
Разногласия, впрочем, оставались.
Осенью прошлого года Ташкент, по данным «Ъ», не стал подписывать документ с перечнем внешнеполитических тем, по которым члены организации обязывались «говорить одним голосом, как это делает НАТО или ЕС».
Из-за такой позиции Ташкента тогдашний председатель ОДКБ президент Белоруссии Александр Лукашенко потребовал даже исключить Узбекистан из организации.
Июньский визит в Ташкент Владимира Путина, казалось, положил конец всем противоречиям, особенно после подписания Декларации об углублении стратегического партнерства. Нота узбекского МИДа показала, что этот оптимизм был излишен.
-Все это слабые причины. Все страны ведут двустороннее сотрудничество с Афганистаном, и я не вижу причин, почему Узбекистан не может в будущем это делать,— заявил «Ъ» специалист по Средней Азии ПИР-Центра Вадим Козюлин.
Нынешнее решение Узбекистана по ОДКБ эксперты связывают с началом процесса выхода США из Афганистана. Идеальным же вариантом Пентагон считает использование военных баз в Центральной Азии.
«В рамках ОДКБ этот вопрос необходимо было бы согласовывать с союзниками. Теперь Ташкент может открыть у себя базу без согласия кого-либо»,— считает Вадим Козюлин.
Глава комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов не удивлен решением руководства Узбекистана выйти из ОДКБ. «Узбекистан относился к ОДКБ с самого начала с некоторым недоверием, помимо всего прочего, очевидно, еще и потому, что узбекская модель государственного управления настолько вертикально интегрирована, что не может допустить даже теоретических рассуждений о возможной иностранной, тем более силовой, помощи в каких бы то ни было кризисных ситуациях.
А такую возможность при определенных условиях устав ОДКБ не исключает, - подчеркнул М.Маргелов - Нам, истинным друзьям Узбекистана, всегда казалось, что членство в ОДКБ помогает стабилизировать обстановку по всему периметру границ и уберечь его от геополитических неожиданностей».