Газета "Наш Мир" br> Любимое развлечение глав бывших советских республик под названием «Кто кинет Россию круче?» продолжается. Ташкент направил в секретариат Организации Договора коллективной безопасности ноту: Узбекистан приостанавливает свое участие в ОДКБ. Тем самым тамошний правитель Ислам Каримов исхитрился, переиначив известную мудрость, дважды выйти из одной и той же реки.
В 1999 году Узбекистан уже покидал Договор коллективной безопасности. Тогда он рассчитывал получить за это большие преференции от США и других западных государств. Тем более что в 2001-м Узбекистан предоставил США военную базу Карши-Ханабад. Однако роман с Западом закончился довольно быстро. Уже в 2005 году каримовский режим жестоко расправился с недовольными: в городе Андижане произошла настоящая резня, в результате которой погибли несколько сотен человек. Как ни нужна была странам НАТО база в Узбекистане, они не могли оставить такое зверство безнаказанным. Ташкент оказался в жесткой международной изоляции.
Тогда Путин, с характерной для него моральной разборчивостью, увидел возможность возвращения беглого Узбекистана под российское влияние. Забыв о недавнем предательстве, Москва раскрыла Каримову объятья. Вопреки очевидному, российские представители нудно твердили: в Андижане никакой резни не было, а была удачная операция по ликвидации коварного заговора международных террористов.
В ответ, демонстрируя лояльность, Каримов, во-первых, закрыл американскую базу, а во-вторых, вернулся в лоно ОДКБ. Года два-три узбекские представители вели себя тихо. А потом, по мере того как на Западе стали забывать андижанскую историю, стали все громче качать права. Особенно активно Узбекистан стал заявлять о своей «особой позиции» после того, как стало очевидно, что в 2014-м войска международной коалиции уйдут из Афганистана, оставив страну талибам.
Ташкентский режим встал перед серьезным вызовом: ясно, что через несколько месяцев после ухода войск западных государств агрессивный ислам перекинется в Центральную Азию. Гражданские войны в данном случае неизбежны. И Узбекистан, с чудовищно бедным в большинстве своем населением, с Ферганской долиной, которая есть не что иное, как пороховая бочка, чрезвычайно уязвим. Нельзя сказать, что страны ОДКБ не готовятся к худшему повороту событий. По инициативе России спешно формируются Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР). Москва выделяет в состав КСОР существенные ресурсы: воздушно-десантную дивизию и воздушно-штурмовую бригаду. А вроде бы многонациональный характер этих сил дает Москве возможность вмешаться во внутренний конфликт на ранней его стадии.
Но Каримову идея создания КСОР решительно не понравилась с самого начала. Последние два года Узбекистан был занят только тем, что тормозил создание этих сил. Каримов игнорировал саммиты ОДКБ, отказывался подписывать итоговые документы. Можно только догадываться, чем руководствовался узбекский лидер. Эксперты говорят о противоречиях и даже конфликтах с Таджикистаном и Киргизией относительно распределения водных ресурсов. Говорят и о том, что Каримову не по душе возможность ввода российских войск на узбекскую территорию в случае конфликта. Подозреваю, отнюдь не из-за избыточного патриотизма. Опытный советский партийный функционер отлично помнит конец 80-х. Армия тогда была куда больше, а офицеры и солдаты дисциплинированнее. Но попытки ввести советские войска для разрешения внутренних конфликтов в республиках всякий раз кончались плачевно.
А Вашингтон как раз сейчас, в преддверии вывода войск, решил сменить гнев на милость. Да, решили в Вашингтоне, Каримов и прочие среднеазиатские правители, конечно, диктаторы, но безопасность американских военнослужащих, которых оставят в Афганистане после 2014-го важнее. Им остро понадобятся базы оперативного развертывания и тыловой поддержки. Причем хотя бы в относительно безопасных местах. И США начали переговоры на сей счет со всеми центральноазиатскими государствами. Как следует из публикаций местной и американской печати, американцы предлагают часть военной техники, выводимой из Афганистана, безвозмездно передать государствам Центральной Азии, а другую — оставить на длительное хранение.
Москва решительно выступает против сохранения существующих военных баз США в регионе и появления новых. В декабре прошлого года на саммите ОДКБ было принято решение: военные базы третьих стран могут появиться на территории государств-участниц только в результате совместного решения ОДКБ. Так Москва добилась права вето на размещение баз США и других натовских стран. Высокопоставленный отечественный дипломат сформулировал недавно предельно откровенно: «Если цена за обеспечение стабильности в Центральной Азии — появление американских баз, такая цена для нас неприемлема».Одним словом, пусть гражданская война, лишь бы не проклятые янки.
Хитрый диктатор Каримов этих взглядов не разделяет, гражданской войны не хочет и на КСОР не рассчитывает. И как только перед ним замаячила перспектива улучшения отношений с самой богатой страной мира — Сенат США разрешил выдавать Узбекистану кредиты на закупку вооружений, состоялся большой бизнес-форум, — он немедленно послал ОДКБ куда подальше. Не исключено, что Узбекистан — первая ласточка. Поразительным образом, как только американцы начали делать авансы бывшим советским республикам, так тут же возникли проблемы в их отношениях с Россией. Теперь и Таджикистан, и Киргизия решительно требуют увеличить плату за нахождение российских военных баз на их территории.
Чрезвычайно показательно, что ОДКБ, организация, которая в теории должна гарантировать безопасность своим членам, начала испытывать проблемы, как только возникла реальная угроза их безопасности. ОДКБ появилась не как ответ на некую общую угрозу, а в результате желания Москвы заполучить хоть какой-нибудь военный союз, который мог хотя бы изображать некое подобие Варшавского договора. На самом деле ОДКБ представляет собой механическое соединение двусторонних отношений нескольких государств с Россией. Фактически Россия требовала от своих партнеров лишь ритуальных заявлений о верности и отказа от сотрудничества с Западом. Однако у Москвы нет ресурсов, чтобы действительно обеспечить их безопасность. Об экономическом процветании и разговора нет. Посему все эти союзники всегда будут смотреть на сторону, выискивая того, кто даст больше. Каримов просто оказался самым решительным…
|