Газета "Наш Мир" br> Российские чиновники уверены, что «Суперджет 100», разбившийся 9
мая в Индонезии, погубили неправильные действия пилотов. Минтранс
разослал руководителям всех авиакомпаний письмо, в котором призывает
лучше следить за работой пилотов.
«В последние годы в результате столкновения с землей в контролируемом
полете разбились несколько российских самолетов. Аварии произошли из-за
ошибок летчиков, совершавших полеты в опасной близости от препятствий и
при этом игнорировавших сигналы предупредительных бортовых систем».
В письме нет ни слова про «Суперджет». Однако на прошлой неделе
спецкомиссия Национального комитета по безопасности на транспорте
Индонезии составила для компании "Гражданские самолеты Сухого"
рекомендации «лучше готовить экипажи, в том числе организовать их
дополнительное обучение для проведения демонстрационных полетов,
особенно в условиях горной местности». Больше того: в результате
расшифровки «черных ящиков» стало ясно: командир экипажа Александр
Яблонцев за несколько минут до катастрофы отключил автопилот. А ведь
именно он, по идее, увел бы самолет от столкновения с горою Салак! Что
же получается - виноват действительно экипаж?
Минтранс считает, что не только. В письме, разосланном в
авиакомпании, упоминаются и авиадиспетчеры. Они «дают пилотам разрешения
на снижение в горной местности при отсутствии точного представления о
фактическом месте воздушного судна". В Индонезии, кстати, так и было. В
местности, где находился «Суперджет», было нельзя снижаться ниже трех
километров. Однако диспетчер аэропорта Халим после запроса Яблонцева
снижение почему-то разрешил.
Похоже, именно из-за человеческого фактора и случилась авария.
- Пилот просто не имел права запрашивать снижение высоты ниже
разрешенного для этой местности минимума, - рассказал «КП»
летчик-испытатель Владимир Герасимов. - Это было явное нарушение.
- Но почему же диспетчер позволил?
- Уже установлено, что он вел сразу несколько бортов, совершающих
регулярные рейсы. Ему было не до какого-то «залетного» «Суперджета». К
тому же, подозреваю, он понадеялся на профессионализм русского пилота.
Ведь демонстрационные полеты совершают только суперпрофессионалы.
- А почему он отключил автопилот?
- Его не нужно было включать! Полеты в горной местности местности, да
еще в условиях слоистой облачности нужно совершать только «врукопашную»
- т. е. в ручном режиме. Пилот нарушил все, что можно, за что и
поплатился.
Андрей Прянишников, помошник руководителя Росавиации, пояснил «КП», что делать окончательные выводы пока рано.
- Да, расследование, которое ведет инденизийская сторона, серьезно
продвинулось. Но окончательных результатов нет. Давайте их дождемся и
поймем, кто виноват, - заявил чиновник.
Александр АКИМЕНКОВ, летчик-испытатель: "Виноваты не люди, а техника"
- К горе Салак, в которую врезался «Суперджет», самолет привела
техника. А именно - бортовой компьютер, управляющий полетом. Иначе как
получилось, что опытнейший летчик, летевший на автопилоте, вдруг
оказался совсем близко от горы?! Уже известно, что программное
обеспечение на «Суперджет» поставляли сразу несколько фирм и насколько
эти программы между сосбой согласовывались - большой вопрос. По-моему,
Яблонцев слишком доверился технике и в результате оказался в опасной
близости от горы. Разумеется, он отключил автопилот и попробовал
выбраться из этой ловушки вручную. Но было слишком поздно. Напомню,
«Суперджет» первый российский самолет, чье управление полностью
компьютеризировано. Там даже вместо штурвала - джойстик. Но первый блин,
похоже, вышел комом и нечего пилотов винить.
|