Оборонный заказ из Саудовской Аравии вызвал споры в Германии
Саудовская Аравия собралась резко увеличить заказ на немецкие танки. Если раньше договор планировалось заключить всего на 270 боевых машин, то теперь на 600-800. Эта сделка может стать крупнейшей по экспорту оружия в новейшей истории Германии, однако немцы не знают, как быть со столь неоднозначным клиентом. С одной стороны, правительству хочется помочь своим концернам, с другой - совсем не хочется потом оправдываться, если саудовские власти начнут использовать танки для подавления оппозиции. Между тем саудовское предложение перессорило и акционеров оборонного концерна, владеющего патентом на танки.
Информация о том, что немецкие оборонные концерны могут получить рекордный для современной Германии заказ на десять миллиардов евро, появилась 17 июня в газете Bild am Sonntag. Издание выяснило через собственные источники в правительстве Саудовской Аравии, что местные власти хотят купить у Германии от 600 до 800 новых танков типа Leopard 2. Для Германии и до этого не просто было сотрудничать с Саудовской Аравией, а теперь - на фоне событий "арабской весны" - это стало еще сложнее. ФРГ осуждает действующие ближневосточные режимы за жестокое подавление выступлений оппозиции, а саудовские власти тем временем участвовали в подавлении протестов в соседнем Бахрейне. Немцы не могут исключать, что их танки будут использовать против "несогласных".
О заинтересованности Саудовской Аравии в импорте немецких боевых машин было известно с октября 2010 года, но речь шла всего о 270 танках. Германия выиграла право на поставку в борьбе с американской стороной, которая предлагала M1 Abrams. Немцы обещали переработать Leopard 2 для условий пустыни, и неофициально немецкие депутаты утверждают, что тестирование танков в Саудовской Аравии идет полным ходом. Однако на подписание договора Германия так и не может решиться уже несколько лет.
Сообщение об увеличении объемов сделки в несколько раз вызвало новые вопросы к правительству Ангелы Меркель. Министры разделились на два лагеря: одни руководствуются политическими аргументами, другие - финансовыми. Против продажи танков выступают администрация канцлера, министерства внешних дел и обороны, тогда как министерство экономики пытается убедить их в необходимости сделки. Ведомство настаивает на том, что этот заказ поможет спасти немецкие оборонные концерны Krauss Maffei Wegmann и Rheinmetall. Их положение сильно пошатнулось из-за реформы бундесвера, сократившей объем госзаказа.
Сделка с Саудовской Аравией должна была обсуждаться в Совете безопасности Германии еще в начале июня, но его заседание по каким-то причинам перенесли на неизвестный срок. В Совет входят канцлер и восемь министров, и без их согласия немецкие концерны не имеют права экспортировать оружие. За ними теперь последнее слово.
Собственно, сам договор о поставке первой партии в количестве почти 300 танков уже готов к подписанию. Саудовский министр обороны, принц Салман бин Абдул-Азиз аль-Сауд в начале июня ездил в Мадрид на заключительные переговоры со своим испанским коллегой. Согласно договоренностям, Германия должна передать испанской фирме General Dynamics/Santa Barbara, которой владеют американцы, лицензию на сборку танков. Патент на Leopard 2 принадлежит немецкой компании Krauss Maffei Wegmann, а часть комплектующих обычно производит Rheinmetall.
В Саудовской Аравии хотят заключить договор до 20 июля, когда начинается священный месяц Рамадан. Чиновник немецкого министерства обороны подчеркнул, что старые танки этого типа Саудовскую Аравию не интересуют: "Им подавай только новые, в идеале - с золотой каемочкой".
Немецкое правительство к негодованию оппозиции традиционно не дает никаких комментариев по этому поводу. Вопрос об экспорте оружия решает Совет безопасности Германии, а его заседания проходят за закрытыми дверями. Представитель правительства Георг Штрайтер (Georg Streiter) сказал только, что разрешение на экспорт в министерство экономики пока не поступало.
Раскол в семье
Неожиданно для всех оказалось, что и внутри оборонного концерна Krauss-Maffei Wegmann нет единства по поводу сделки. Официально там утверждают, что никаких заявок на заказ танков для Саудовской Аравии не получено. Но выступления одного из акционеров выдали проблемы внутри компании. Как стало известно Tageszeitung из источников среди акционеров, один из совладельцев KMW Бурхкарт фон Браунберенс (Burhkart von Braunbehrens) выступил на заседании против сделки с Саудовской Аравией. В итоге голосами большинства акционеров он был исключен из совета.
Впрочем, Браунберенса это не остановило. Он успел отправить письмо президенту Йоахиму Гауку с призывом остановить сделку по продаже танков. В нем он написал, в частности, что экспорт Leopard 2 стала бы "враждебным и роковым ответом" на "арабскую весну". Со стороны президента пока никакой реакции не последовало.
Ввязаться в политический спор 71-летний художник Браунберенс решил неспроста. Против акционеров концерна, и в частности против него самого, выступили участники группы художников из "Центра за политическую красоту". Они развернули целую кампанию против сделки с Саудовской Аравией, решив надавить на владельцев оборонного концерна. Они предложили 25 тысяч евро наличными за доказательства, которые помогут отправить акционеров за решетку, и организовали сайт, где регистрируются анонимные доносы. На Браунберенса там пока не появилось никакой информации, однако на других совладельцев KMW уже удалось собрать кое-какой материал.
Акции компании Krauss-Maffei Wegmann принадлежат членам нескольких семей, в том числе фон Браунберенс. Несмотря на то что они являются владельцами предприятия, они не имеют влияния на его деятельность.
Буркхарту Браунберенсу свободно заниматься творчеством позволяют доходы, которые приносит оборонный концерн. Сам он в юности участвовал в событиях 68-го года, затем угодил за решетку за протесты против войны во Вьетнаме. Однако его левые взгляды и пацифистский настрой нисколько не мешают ему жить на доходы от производства оружия. Его семья является крупнейшим акционером KMW. Сам он объясняет это тем, что оружие может применяться как для правильных, так и для неправильных целей, поэтому "дело не в вооружении, а в головах людей".
Для Германии тема экспорта танков в Саудовскую Аравию воспринимается особенно остро, так как это уже второй скандал, связанный с поставками военных продуктов в кризисные регионы. В стране до сих пор продолжаются дискуссии о том, стоило ли властям соглашаться на поставки подлодок в Израиль. Причем, по данным немецких СМИ, их можно снарядить ядерными боеголовками. На фоне напряженности между Израилем и Ираном многие восприняли это так, как будто Германия своими действиями подливает масла в огонь. Ситуация с заказом Саудовской Аравии вызывает не меньше сомнений и споров, и Берлину вряд ли удастся извлечь из этого экономическую выгоду, избежав политически неприятных вопросов об этичности подобных сделок.
Дарья Ерёмина