Газета "Наш Мир" br> «Все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная
семья несчастна по-своему...» - эту фразу Толстого каждый помнит еще со
школы. Живи Лев Николаевич сейчас, он бы совсем по-другому расставил
акценты.
Удел нашего времени - это типично несчастные, многократно разрушенные
семьи. Редким исключением ныне стало умение удержать семейную ладью на
плаву хотя бы несколько лет.
«Если все равны, то, по большому счёту, никто никому и не нужен. Иерархия есть в каждой прекрасной вещи, например музыке»
Какое бы ни было у людей мировоззрение, будь то религиозное
«нью-эйджевское» или атеистическое, допускающее многократные
эксперименты над собой и «партнёрами», - это всё равно для каждого
трагедия, в которой неизбежно бывают замешаны и дети, чья вина
заключается лишь в том, что их «завели» не вовремя, не с тем и не там, а
то и вовсе передумали «заводить», сделав аборт.
В итоге страдающий, искалеченный человек, чувствуя боль в доселе
неведомом ему органе - душе, ищет утешения и врачевания в Церкви, чаще
всего приходя туда впервые. И нам, священникам, приходится выслушивать и
пытаться помочь, опираясь на опыт двухтысячелетней христианской
традиции, этим вереницам несчастных, напоминающих беженцев в военные
годы.
Что делать, и кто виноват? Как бы сейчас на этот вопрос ни отвечали,
наверное, со многим можно согласиться. Нет жилья? Кто не поймет! Нет
высокооплачиваемой творческой работы, в которой молодая мама могла бы
реализовать себя, не боясь быть выброшенной работодателем? Абсолютно
верно. Молодая семья не может позволить себе нормальный «уикенд»? В
принципе - да. Тёща и свекровь производят раздел сфер влияния? Частая
картина... Но всё же главные причины развода не вне, а внутри человека.
На них можно посмотреть как с психологической, так и с духовной точки
зрения.
Самая главная психологическая проблема новоиспеченных мужа и жены -
это восприятие будущей семейной жизни как счастливого совместного
полёта, для которого они, собственно, и были созданы. А ведь брак в
христианской традиции - это подвиг, сопровождающийся, конечно,
счастливыми и радостными моментами, но являющимися именно наградой за
этот подвиг. Человек, готовящийся создать семью, должен понимать, что
пора настроиться на терпение и постоянную память, прежде всего, о второй
половине. Перед принятием одного из самых главных в жизни решений нужно
быть готовым к любым серьёзным жизненным кризисам и мысленно воображать
их, тогда многие радужные перспективы потускнеют, вы не пойдёте по
ложному пути. Будет ли он любить вас, красавица, если, не дай Бог, вы
получите ожог 30% процентов поверхности тела или осиная талия навсегда
уедет в Италию при рождении и выкармливании чад? А если ребёнок у вас,
не дай Бог, родится с синдромом Дауна или вообще его родить не получится
- не решит ли ваш избранник найти себе другую «самку»? Внимательно
посмотрите на свое сердце и доверьтесь ему, особенно если оно чистое...
Другая проблема в том, что даже искренняя и чистая любовь очень часто
умирает, если не имеет продолжения в детях, этих плодах любви. Она -
любовь - коллапсирует и угасает, скованная рамками двоих, выбравших
модный кроссовер или летний отдых на Майорке вместо «заведения» ребёнка.
Вполне естественно, хотя и не вполне комфортно, для людей иметь
многодетные семьи. Этим мы решаем массу проблем. Ну, во-первых,
удовлетворяется материнский и отцовский инстинкт. Не будет в будущем
проблемы ревнивых или авторитарных родительниц мужа или жены - они,
нанянчившись за свою жизнь, смогут возвыситься над страстью
собственничества над своими «сынулями» и «доченьками», ибо у них этого
добра много. И не будет ситуации, когда мужчина в зрелом возрасте сорока
вдруг находит молодую-красивую, которая готова ему ещё рожать. Не
хочется никого оправдывать, но, очевидно, здесь причина не только в его
либидо, а иногда и в неудовлетворённом отцовском инстинкте.
Во-вторых, дети из многодетных семей - самые социально адаптированные
члены общества, и они вряд ли вырастут эгоистами, а значит, не придётся
разводить руками: «Мы ему лучшие школу-университет-велосипед, а он нам в
ответ «Матрёнин двор».
В-третьих, - будем прагматистами - наше поколение пенсии получать не
будет. Сейчас, условно говоря, на двух пенсионеров десять работающих, а
когда мы состаримся - всё будет наоборот, так что наши дети, если их
много, авось, не заведут «заводной апельсин», и мы умрём своей смертью в
своей постели, а не от эвтаназии в доме престарелых...
Многих подводит непонимание той очевидной вещи, что в каждом доме
должен быть один хозяин и одна хозяйка. Лучше жизнь без излишков, а то и
впроголодь, чем экономически выгодное пребывание у «мамы и папы». В
идеале родители мужа и жены не должны знать о семейных ссорах и
неурядицах, а радостные события первоначально тоже должны быть поделены
только на двоих.
Еще момент: в семье, если мы хотим видеть её крепкой и счастливой,
должна быть иерархия. Именно она является одним из главных условий любви
и вообще гармонии. Если все равны, то, по большому счёту, никто никому и
не нужен. Иерархия есть в каждой прекрасной вещи, например музыке, где
каждый красивый аккорд состоит из нот, имеющих своё место, т. е.
выстроенных в строгом иерархическом порядке. Если муж не глава семьи, то
это извращение, которое быстро надоедает женщине, ранее мечтавшей о
«послушном». Трудно воскресить «диванно-пивное животное», восставить его
от сего одра, если не дать ему почувствовать вкус лидерства,
ответственности и женского одобрения. Следует отметить, что главенство в
православной традиции - это, прежде всего, ответственность. Глава не
тот, кто повелевает, а тот, кто, как Христос, способен омыть ноги своим
ученикам. До чего примитивная книга «Домострой», но даже там звучит эта
мысль: «В каждом доме есть только один слуга - сам хозяин».
С духовной точки зрения причины семейного нестроения можно описать
одним тезисом: несоблюдение Заповедей Божиих. Есть физические законы, по
которым функционирует весь мир. В них можно не верить, но тогда будет
очень болезненной эмпирика: выйдя из окна третьего этажа, вынужденно
поймёшь, хорошо, если не в последний раз, как важно было доверять
учебнику физики. Не противясь физическим законам, человек сбережёт своё
телесное здоровье. А есть законы душевного здоровья и благополучия -
Заповеди, данные Богом людям для того, чтобы они не разрушали себя и
жизнь своих близких.
Увы, у всякого извращения и бунта против Творца чаще всего бывает
один финал - «поставить точку пули в своём конце...», перед этим
разрушив не одну жизнь и семью. Грех блуда, например, растлевает душу,
как ржавчина железо, разрушая ещё не успевшие создаться семьи и
уничтожая нормальные отношения между полами в их основе. Придерживаясь
«свободных отношений», человек со временем откровенно тупеет и делается
злобным, не умеющим себя контролировать истериком. Пропасть между полами
многократно усиливается - мужчины и женщины совсем перестают понимать
друг друга, видя перед собой не интересного человека, а куклу, причем
некоторым женщинам нравится эта ролевая игра, и они долгое время, пока
не случится трагедия, сами стараются мимикрировать под красивую вещь или
глупого декоративного зверька. (Удивительно, насколько девушке нужно не
уважать себя, чтобы и летом, и зимой посещать публичные места в
«ночнушке»). Другим прямым последствием преувеличенного значения либидо
является сначала его извращение, а потом и полное отсутствие. Весь этот
отрицательный опыт нам иллюстрируют т. н. «звёзды» шоу-бизнеса, которым
подивились бы, если б обладали разумом, дворовые кошки и собачки,
живущие и размножающиеся в подвалах.
Сегодня молодые и не только люди, часто не раз допустившие в своей
жизни серьёзные ошибки, всё более и более понимают, что лучший, самый
безопасный и счастливый путь - это путь, при котором ориентирами служат
религиозные императивы. Именно поэтому праздник семьи, любви и верности,
получив религиозное осмысление в контексте жертвенной и целомудренной
любви святых Петра и Февронии, так быстро становится популярным у наших
соотечественников, желающих создать крепкие и счастливые семьи.
Всё большее количество юношей и девушек желают стать «неформалами»,
не ориентирующимися на примеры «зомбоящика», а идущими трудной и долгой,
но приносящей нетленную радость дорожкой, проторенной нашими дедушками и
бабушками. Вновь становятся нередкими примеры, когда юная пара,
питаемая благодатными таинствами церковными, подобно благоверным Петру и
Февронии, сохраняет себя в целомудрии и чистоте и, не вступая в
добрачные отношения, создаёт семью, у которой есть реальный шанс
сохранить свежесть чувств и благородство даже в глубокой старости.
|