Киргизская неправительственная организация Центр защиты детей заявила, что каждая пятая смерть среди детей вызвана недоеданием. Проблема осложняется низким уровнем медицины и образования, ростом цен на продукты питания и бедностью.
Неполноценное питание, согласно докладу Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Всемирного банка, является причиной 22% смертей детей до 5 лет.
При этом отмечается, что число детей, живущих за чертой бедности, растет год от года.
"В Киргизии свыше миллиона детей живут за чертой бедности, что составляет 45% от общего количества несовершеннолетних граждан, тогда как еще в 2010 году этот показатель равнялся 40,9%", – заявила на встрече с журналистами исполнительный директор Центра защиты детей Мира Итикеева.
В правительстве полагают, что эти цифры завышены. По данным министерства социального развития, в стране зарегистрировано около 100 тысяч семей, живущих за чертой бедности. Социальные пособия выплачиваются примерно на 300 тысяч детей.
Размер этих пособий, впрочем, также периодически подвергается критике. Недавно ряд неправительственных организаций потребовали увеличить величину детских пособий по меньшей мере до 500 сомов на ребенка, то есть примерно до 10 долларов.
Цены выше – еды меньше
Представители международных организаций, ведущих в Киргизии собственный анализ ситуации, говорят об острых проблемах в сфере детского здравоохранения.
Недоедание также становится одним из факторов задержки развития у детей, а впоследствии государство лишается рабочих рук.
"Неполноценное питание в Киргизии, помимо потери жизней, также ведет к экономическим потерям – 32 миллиона долларов ежегодно, – говорит ведущий специалист в области здравоохранения Всемирного банка Тамер Раби. – Из них 4,5 миллиона долларов – из-за потери рабочей силы, а оставшиеся – из-за снижения производительности труда".
По словам Раби, на питании жителей Киргизии сказался продовольственный и финансовый кризис 2008 года, после чего в стране резко выросли цены на еду.
В докладе ЮНИСЕФ и Всемирного банка отмечается, что особенно остро эта проблема стоит в отдаленных регионах Киргизии.
Всё лучшее - детям?
Другой серьезной проблемой Киргизии остаются беспризорники.
"Родственники от меня все отказались. Стал жить на улице, в подвале и на базаре, – говорит восьмилетний Вася, сейчас живущий в одном из частных детских домов Киргизии. – Я работал, убирал мусор, собирал бутылки, железо. На деньги покупал хлеб и лимонад. Деньги на еду не всегда были".
Другой воспитанник детского приюта, 10-летний Саша, тоже говорит, что от него отказались родители. "Я воровал, чтобы купить себе еду", – признает мальчик, добавляя, что на украденные из сумок прохожих деньги покупал хлеб и чай, а всё, что оставалось, тратил "на компьютеры", как он называет игровые автоматы.
"Если ловили, кусал за руки и убегал, – говорит Саша. – Назад не хочу. На улице, конечно, веселей, можно на компьютерах играть, но там холодно и кушать хочется".
Сейчас в Киргизии насчитывается около 70 государственных и частных детских домов и приютов.
"Мы работаем с детьми, которые попадают к нам с улицы. Можно сразу отметить, что внешний вид детей часто не соответствует их возрасту, так как дети не получали должного питания", – говорит Яшин.
"На те деньги, которые им подавали взрослые, они покупали свой "джентльменский набор" – мороженное, хлеб, сигареты, клей и пиво, – продолжает глава благотворительного фонда. – Даже сейчас у нас в детском доме, если появляются личные деньги, они сразу бегут покупать еду, так как боятся снова остаться голодными".
По словам Яшина, государство в судьбах беспризорников участия почти не принимает, а занимаются проблемой неправительственные или международные организации.
В правительстве Киргизии заявляют, что прилагают все усилия с целью обеспечить всем гражданам страны "достойную жизнь", однако отмечают, что для этого нужно время.
Критики тем временем указывают на то, что на протяжении всей новейшей истории Киргизии благосостояние граждан неуклонно снижалось, в стране росло число бедных и увеличивалось число детей, называемых социальными сиротами.
Айзатбек Бешов