Мы пользуемся социальными сетями или социальные сети пользуются нами? Ответ на этот вопрос не кажется таким уж очевидным. И речь идёт даже не о примитивном выкачивании анкетных данных пользователей спец.службами, рассылке спам-опросов или взломе страничек ловкими хакерами.
Социальные сети могут использовать аккаунт и поведение пользователя гораздо тоньше и незаметнее в различных целях: от поиска рынков для сбыта продукции до глубинного манипулирования сознанием случайных пользователей с политическими и религиозными расчётами.
Береги репутацию своего аккаунта смолоду…
Каждый из нас имеет свой порог искренности, через который решает, стоит переступать или нет. Тем не менее, не будьте слишком доверчивыми и не выкладывайте на своей страничке в социальных сетях, воспринимая их как добрых пастырей, всю правду о себе, если не хотите неприятных последствий в виде общения с налоговыми органами, кредиторами или даже спланированной недругами социальной травли. Существующие границы приватности становятся всё прозрачнее. Подобные «пограничные» войны и нарушения зон приватности без предупреждения – это один из эффективных способов привлечь больше пользователей. Создавая аккаунт в одной из таких сетей, будьте настороже, не тешьте себя иллюзией, что липкая социальная паутина маркетинговых сговоров и грязный пиар вас не коснутся.
Тролли, «боты», фрики и прочая нечисть
С увеличением числа пользователей у Facebook, ВКонтакте и других социальных сетей, учёных всё больше начинают интересовать такие вопросы, как мобилизация, сотрудничество и доверие среди их участников. Это направление научной мысли весьма похвально, но вот выявить положительные последствия объединения в социальные сети для общества пока проблематично. На самом деле, люди прекрасно научились объединяться с помощью Facebook и Twitter для обсуждения вопросов секса, участия в политических акциях, митингах и бесконечных споров и ссор. С милосердием и доверием всё сложнее…
Один из любопытных феноменов, зафиксированных в социальных сетях, это влияние меньшинства. Психологические эксперименты показали, что если вы согласны с большинством по всем пунктам, кроме одного, то вам гораздо легче изменить точку зрения своих оппонентов. Кроме того, привлечение на свою сторону хотя бы одного «перебежчика» способствует оттоку из оппонентского лагеря и других. Эту стратегию успешно используют специалисты по созданию репутаций компаниям и брендам, например, для нейтрализации негативных мнений посетителей. Излишне было бы говорить, что фигура первого перебежчика в таком случае может быть подставной.
Фигура сетевого тролля стала одной из самых меметичных и узнаваемых в пространстве Интернета. Специальность тролля – совершать провокационные действия и оставлять шокирующие послания другим участникам сетевых сообществ, он питается спорами и греется языками пламени раздутого скандала, которые он воспринимает за лучи заслуженной славы. Многие тролли – продвинутые пиар-агенты. Наивно было бы думать, что работают они только за хлеб и идею…
Эпатаж делают своим инструментом продвижения оригинальные творческие личности… и различные компании под их масками. Фрики дают клики – это известно всем. Так участники одной из групп, борющихся с зависимостью от социальных сетей, провели акцию «Голая учительница», попавшую даже в информационные выпуски. Сам аккаунт якобы учительницы одной из российских школ вместе с откровенными фотографиями на нём был создан специально, чтобы продемонстрировать склонность людей к шпионству за другими, искушающему сёрфингу по страничкам с приватной информацией и нарастающую тотальную зависимость от социальных сетей. Кроме того, очевидные цели создания аккаунтов фриков – это привлечь внимание широкой аудитории и исследовать её реакцию на пугающие и отталкивающие явления. Конечно, чувства слишком впечатлительных людей, впрочем, как и этическая допустимость откровенного манипулирования коллективным бессознательным в расчёт не берутся.
Мёртвые души «ботов» также пользуются всё большим спросом. Как во времена крепостного права в России душами можно было прибавить себе социального капитала, так и сейчас с их помощью можно быстро нарастить виртуальный авторитет и поставить под сомнение объективность любого опроса. Современные социальные сети – это рай для чичиковых: как виртуальных программ, так и реальных людей. Добавляя их в друзья, не рассчитывайте на искреннюю дружескую поддержку и участие. Скорее всего, с вами стали общаться только ради очередного рейтингового показателя.
Социальная сеть как миссия
Карта распространения социальных сетей в мире всё больше становится похожа на карту распространения религий. Это свидетельствует не только о «миссионерских» замашках их основателей, но и о нашей удивительной верности культурным кодам и стереотипам. Сами социальные сети стараются включать в стандартные опросники пункты о религиозных предпочтениях участников, что свидетельствует об их стремлении узнать наше отношение к вере и использовать его. Любопытно, что уже сам факт кликанья по иконке социальной сети с целью перезагрузить страничку становится привычным обрядовым действием для многих из нас, не так ли?