Этот контракт был составлен в одном из самых престижных пятизвездных отелей Лондона. Один-единственный листок бумаги, призванный положить конец отношениям, начавшимся почти двадцать лет тому назад в 5000 километрах от британской столицы - на алюминиевых заводах в сибирских степях.
По мнению Михаила Черного, ставшего одной из сторон в этом соглашении, выплата в 250 миллионов долларов была лишь первым шагом в отказе от законного владения самой крупной в мире компанией по производству алюминия, которая сегодня носит название «Русал».
По убеждению Олега Дерипаски эти деньги были простым вымогательством, или «крышеванием», как это преступление называют в России, последней выплатой организованным преступным группировкам, которые якобы представлял Черной.
Тот факт, что в результате встречи в отеле Lanesborough в марте 2010 года 250 миллионов долларов были переданы, никто не оспаривает. А вот все остальное – угрозы убийства, темные коммерческие сделки, покушения на жизнь людей и коррупция в промышленных масштабах – вызывает серьезные споры.
На этой неделе королевский суд приступит, наконец, к рассмотрению многомиллиардного дела, в котором один из богатейших людей России Олег Дерипаска выступает против известного беглеца от закона Михаила Черного.
Председательствующему судье надо будет выделить правду в двух историях, между которым очень мало общего.
Команда юристов Черного будет говорить о том, что их клиент взял молодого Дерипаску под свое крыло в самом начале его стремительного взлета к вершинам богатства. Пользуясь своей финансовой мощью и своими политическими связями в администрации Ельцина, Черной открыл все двери перед своим протеже и позволил ему стать одним из самых богатых людей в мире. Взамен он получил в собственность часть главных активов империи Дерипаски «Русал» - Саянского алюминиевого завода, или СаАЗ. По словам Черного, он был полноправным партнером Дерипаски в этой алюминиевой империи. По словам Дерипаски, все эти показания - полная фикция. Адвокаты Дерипаски утверждают, что Черной не был его деловым партнером, а был частью сложной и хорошо организованной преступной империи, которая получала миллионы, если не миллиарды долларов, вымогая деньги у вполне законного бизнеса.
Сделка в Lanesborough была последним платежом за «крышу», утверждает сторона ответчика. В 2001 году Дерипаска, много лет страдавший, по его собственным словам, от угроз, попыток шантажа и даже покушений на убийство, почувствовал себя достаточно хорошо защищенным, чтобы положить конец выплате денег за крышевание, которое продолжалось с 1995 года.
В документах защиты утверждается, что Черной и бандит Антон Малевский, погибший в 2001 году во время прыжка с парашютом, были главарями организованных преступных группировок, работавших в то время в России. Действуя через подольскую и измайловскую группировки, эти гангстеры вымогали огромные деньги у Дерипаски и других людей, навязывая своим жертвам «крышу».
«Действовавшие в то время в России бизнесмены хорошо понимали, что крыша необходима, дабы не было неизбежного в противном случае ущерба их бизнесу, убийств и вреда им самим и их семьям», - говорится в документах защиты Дерипаски.
Из-за этого, а также из-за конкретных покушений на его жизнь и на жизнь его коллег, Дерипаска, согласно его утверждениям, заключил соглашение о крышевании своего бизнеса с «Черным, Малевским и другими людьми, действовавшими от лица ОПГ».
Рассказы о беззаконии, о частных армиях и о покушениях на убийство, уже ставшие достоянием гласности в рамках этого дела, поражают своей незаурядностью. Они рисуют ярчайшую картину жестокого перерождения России после советской эпохи.
В суде эти рассказы прозвучат еще более драматично.
Дерипаска, знакомый лорда Мандельсона и финансиста Ната Ротшильда, подробно изложит в суде все детали того, как он платил частным армиям для защиты своих деловых интересов в конце 1980-х годов (так в тексте – прим. перев.).
«Через две недели после того, как в мой адрес прозвучала прямая угроза, мой коммерческий директор получил две пули в голову, - рассказал в этом году в интервью The Sunday Telegraph Дерипаска. – Именно поэтому я наконец решил, что лучше пока продолжать платить, чтобы и я, и мои люди остались живы».
Согласно утверждению Дерипаски, Черной был одним из главных представителей криминальных банд, занимавшихся рэкетом и вымогательством. Живя в изгнании в Израиле, Черной якобы выполнял функции связующего звена между российскими бандами и Западом. Он использовал свои связи для вымогательства у Дерипаски миллионов долларов. Такая же схема действовала и в отношении других компаний, например -Trans-World Group братьев Рубен.
Черный даст свои показания лондонскому суду по видеосвязи, поскольку в отношении него действует международный ордер на арест, связанный с испанским расследованием по делу об отмывании денег.
Дерипаска заявляет, что он на протяжении 10 лет успешно защищал свой бизнес от проникновения в него преступников, а преступные группировки в России в это время слабели.
Начав со своего главного актива, каким является сибирский СаАЗ, Дерипаска лично оснащал местные силы милиции основным оборудованием, транспортными средствами, радиосвязью, а также финансировал свои частные силы безопасности в целях борьбы с преступностью.
Он утверждает, что к 2001 году эта работа дала свои дивиденды. «Развитие и укрепление новым российским правительством правоохранительных органов в Российской Федерации, политики законности и правопорядка, а также успех бизнеса господина Дерипаски во всех областях, включая его усилия по лишению влияния ОПГ, привели к тому, что он впервые ощутил возможность договориться о прекращении действия соглашения о крыше», - отмечается в судебных документах. Была организована встреча между Малевским из измайловской преступной группировки и Дерипаской. Согласно судебным документам Дерипаски, на встрече обсуждалась сумма в 400 миллионов долларов, то есть, почти столько же, сколько заплатила за отказ от крыши Trans-World Group. Было также условие, что Дерипаска должен встретиться с Черным и обсудить с ним часть сделки.
Стороны признают, что встреча в отеле Lanesborough действительно была, и что деньги были заплачены.
Как утверждает Дерипаска, в тот день в марте 2010 года был составлен и подписан всего один документ. Он предусматривал выплату денег за крышу в размере 250 миллионов долларов. По словам Черного, в тот день было составлено два документа, причем первый касался части выплаты за его долю в алюминиевом бизнесе. Во втором документе говорилось об остатке этой суммы, относящейся к доле в бизнесе.
Рассказы о беззаконии, перестрелках и бандитах придадут красочности судебным заседаниям в предстоящие шесть месяцев, а скучные черно-белые факты будут касаться в основном двух документов.
Подлинны ли подписи? Ставились ли они одновременно? Подлинны ли документы, или это просто копии? Ожидается, что каждая из стороны призовет на помощь немало экспертов, дабы подтвердить юридическую силу документов или отсутствие таковой.
От них будет зависеть судьба иска на миллиарды долларов. Сумма урегулирования по этому делу настолько велика, что данный вопрос будет решаться в ходе отдельных слушаний, если до этого дойдет.
Слушания должны начаться завтра, и продлятся они неделю. За это время стороны представят свои позиции, после чего суд сделает перерыв до сентября. В сентябре на заседание суда будут вызваны свидетели, включая владельца «Челси» Романа Абрамовича.
Дело будет долгим, и измеряться оно будет не только деньгами, но и ущербом для репутации этих людей.