Цепь событий, больше года продолжающихся в Сирии, открыла путь к значительным коллизиям не только в региональном, но, одновременно, и в глобальном масштабе. Последняя встреча «Друзей Сирии» в Париже послужила предлогом к углублению и расширению раскола на мировой политической арене.
Угрожающие высказывания, которые использовала Государственный секретарь США Хиллари Клинтон, типа «они должны ответить», «они должны понести наказание», были обращены к России и Китаю, не вовлеченным в блокаду Сирии, и показали, что эта проблема превращается в поле борьбы между США, с одной стороны, и новым глобальным полюсом, формируемым Россией и Китаем, - с другой.
Даже если Москва и Пекин встретили угрозы Клинтон «с безразличием», очевидно, что обе эти страны, одна из которых является бывшей сверхдержавой, другая – вероятным кандидатом на статус новой сверхдержавы, крайне обеспокоены тем, что стали открытой мишенью для США.
Причиной разгневанности Клинтон является то, что Россия и Китай стали частью процесса принятия решений в сирийском вопросе, что не было характерно ранее при разрешении других международных проблем. Инициативы России и Китая, взвинчивающие нервы Вашингтона, в определенном смысле сигнализируют о начале конца однополярного мира.
***
Активность России и Китая вокруг ситуации в Сирии, которая не наблюдалась при решении ряда международных вопросов - от Ирака до Афганистана и от Ливии до Сомали, – показатель того, что вызов брошен. Цена принимаемых Россией и Китаем мер на фоне открытых американских угроз и гнева, связана с различными экономическими, политическими и геостратегическими причинами.
Вес каждой из двух стран в регионе растет как в экономическом, так и политическом отношении. Наибольшую полемику вызывает тесное военное и экономическое сотрудничество России с Сирией. Если принять во внимание, что единственная военная база России вне страны находится в сирийском Тартусе на побережье Средиземного моря, то становится понятной причина «особой» близости Москвы и Дамаска.
Однако в основе этого интереса находится также и моральный аспект. Прежде всего, каждая из двух стран исполняет роль «старшего брата» в сирийском вопросе. Оказание протекции Сирии, заблокированной со всех сторон, – необходимая часть этой «роли». В глобальном противостоянии с США Россия и Китай подчеркивают, что являются важными фигурами, которыми нельзя пренебрегать.
***
В недавнем прошлом Россия не смогла в полной мере заявить о себе в период «цветных революций», а была вынуждена наблюдать происходящие события издалека. Однако, все глобальные и экономические процессы позволяют сегодня Кремлю сказать: «я тоже существую».
Вызов России и Китая – это не новость, каждая из двух стран день за днем расширяет сферы своего влияния в глобальной политике. Мессидж, который желают донести Россия и Китай с помощью образования ШОС, взяв под свое крыло Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Узбекистан, очевиден: «Больше нет однополярного мира!». Шанхайская организация охватывает три пятых территории Евразии площадью 30 млн км2, население которой составляет больше одной четверти населения мира численностью свыше 1,5 млрд чел. Более того, Россия и Китай входят в число 5-ти постоянных членов Совета Безопасности ООН.
Несомненно, поддержка Дамаска со стороны Москвы и Пекина не бесконечна и не безгранична. Риск каждой из двух стран быть втянутой в конфликт с глобальными силами на почве сирийского кризиса, по крайней мере, сейчас выглядит нерациональным. Вероятно, они оценили ущерб, который принесет им этот кризис, но до последнего момента они не отказываются от поддержки Дамаска. Обособленность позиции России и Китая и является причиной гнева Клинтон и Вашингтона.