Статья аналитического характера, в которой раскрываются проблема задолженности китайских провинций перед центральным правительством, проблема сложности ведения бизнеса в Китае (со статистическими данными), которые могут спровоцировать начало кризиса китайской, а затем и мировой экономики Кризисы просто так не начинаются, им необходим спусковой механизм, например, Великую депрессию спровоцировал в октябре 1929 года биржевой крах США, а кризис 2008 года спровоцировал в сентябре крах банка Lehman Brothers. Что может стать таким спусковым механизмом для кризиса китайской экономики? Им может стать дефолт 22 китайских провинций перед центральным правительством. На сегодняшний день китайские провинции должны центру, по официальной китайской статистике, 1,7 трлн. долларов, что составляет 15% ВВП, но международные эксперты справедливо полагают, что эта цифра намного больше. До 2010 года миру вообще не было известно, сколько конкретно должны провинции Пекину. Эту цифру обнародовал главный китайский аудитор Ли Цзяи, скорее всего, сильно занизив масштабы бедствия.
Из каких источников накапливаются эти долги? Половину долгов накопили непосредственно бюджеты провинций. Другую половину накопили муниципальные компании, поручителями которых перед банками выступали, опять же, провинциальные власти. Некоторые эксперты утверждают, что долги всех провинций Китая втрое превосходят долговые обязательства проблемных стран еврозоны.
Масштабность проблемы, правда на свой, китайский, манер, власти страны все-таки признали, разрешив некоторым муниципальным властям выпускать собственные долговые обязательства, на которые был в течение 17 лет строжайший запрет. А также потребовали от китайских банков «расшить» долги провинций вплоть до 2015 года, а именно, навести порядок в отчетностях и с запутанными цепочками поручительств, а также составить графики поручения долгов.
Традиционный рецепт стимулирования внутреннего спроса означает на практике снижение налогов, стимулирование кредитования и повышение зарплат и пособий.
Но этот традиционный рецепт, действенный для Европы, для Китая может не сработать из-за отвратительного качества экономических и политических институтов страны.
Коррупция, поддержка воровства интеллектуальной собственности и общая незащищенность прав собственности, плохая логистика, слабая платежная дисциплина, слишком жесткое регулирование – все эти факторы ведут к увеличению стоимости ведения бизнеса в Китае, а значит, работать при неблагоприятных условиях будет все сложнее.
На практике это означает, что китайской фирме сейчас проще продать свою продукцию какой-нибудь Wall-Mart, чем пытаться сбыть его на внутреннем рынке, поскольку в этом случае издержки будут больше, чем при сотрудничестве с надежными западными институтами.
Действительно, в Китае сложно вести бизнес, он занимает в этом вопросе 151 место в мире, по сложности оплаты налогов он занимает 122 место, по получению разрешения на строительство – 179 место, по сложности проведения на объект электричества – 115 место.
Если завтра в мире упадет спрос на китайские товары, то китайскую экономику внутренний рост уже не спасет. Для этого китайским властям придется кардинально менять всю структуру экономики страны, снижать издержки ведения бизнеса в стране, а не наполнять карманы китайцев дешевыми деньгами.
Китай уже качался на краю пропасти в 2008 году, но тогда сработала политика стимулирования внутреннего спроса. Власти благодаря разогреву рынка недвижимости, буквально, вытащили свою экономику из болота за косичку. А сегодня рынок китайской недвижимости как раз сворачивается и, скорее всего, властям уже не получится за счет него перепрыгнуть грядущий кризис.