При посадке пилоты будут ориентироваться на 3D-модели аэропортов.
В соответствии с новыми навигационными стандартами Конвенции о международной гражданской авиации планируется нарисовать трехмерные модели российских аэропортов и прилегающей местности. В момент захода на посадку диспетчер аэропорта просто перешлет экипажу изображение прямо на лобовое стекло лайнера. Использование этих изображений как прогнозируют в Министерстве транспорта, существенно повысит безопасность при посадке.
Уже через год несколько ведущих аэропортов России будут оснащены такими системами визуализации информации. Прежде всего, нововведение внедрят в московском и петербургском авиаузлах.
Разработка и внедрение 3D-моделей аэропортов финансируется в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России» Министерства транспорт и программы «Развитие гражданской авиационной техники» Минпромторга.
У авиационных служб подробная картографическая информация об аэродромах, о стандартных зонах вокруг них, результаты геодезических изысканий в данный момент существует только в бумажном виде. Для того, чтобы имеющуюся у авивационных служб картографическую информацию об аэропортах и окружающей их местности «выкатить» перед глазами пилотов, ее оцифруют.
По словам руководителя восьмого подразделения ГосНИИАСа Ларисы Вишняковой, такая работа уже началась. Сначала будет сделано 2D, а потом 3D изображение самого аэропорта и местности в радиусе 45 км вокруг него.
«Всю эту информацию в наглядном виде можно будет затем загрузить перед глазами пилота. В результате пилоты при посадке в реальном времени будут получать подробную картинку с земли со всеми глиссадами и коридорами для посадки.
Как сообщил начальник отделения «Перспективные системы и комплексирование авионики самолетов ГА» ГосНИИАСа Геннадий Чуянов, уже выделен надежный гигагерцевый радиоканал, по которому будет передаваться информация самолетам, оснащенным новым оборудованием, об их положении в пространстве. Есть также стенды для отработки взаимодействия диспетчеров и пилотов с применением нового оборудования, отображающего трехмерную картину.
По мнению специалиста, скорее всего, будет реализован вариант, когда на индикатор на лобовом стекле будет проецироваться дополнительное изображение. При этом существующее пространство перед летчиком будет не заменяться, а подрисовываться.
В НТЦ «Промтехаэро», который занимается сертификацией оборудования, изданию уточнили, что внедрение систем, улучшающих видение пилотов, возможно не раньше 2018 года, а пока подобное оборудование сертифицировать для гражданской авиации невозможно, так как не утверждены соответствующие требования к нему.
Алексей Щеглов