Киргизия готова вступить в Таможенный союз, и Россия поддерживает её в этом стремлении – таков главный итог вчерашней встречи премьер-министров О.Бабанова и Д.Медведева. Между тем, во взаимоотношениях двух стран ещё остаются неразрешённые вопросы -- например, госдолг Киргизии в почти 500 млн. долларов перед Москвой, судьба российских военных объектов и присутствие американских военных в Манасе. Если совсем недавно киргизская власть не стеснялась в резких высказываниях в адрес России, то теперь резко смягчила тон. Что произошло?
Утром – деньги, вечером – каскады
На переговорах с Медведевым киргизский премьер Бабанов выглядел покорным и скромным. В ответ на реплику российского премьера о желании видеть Киргизию в Таможенном союзе он лучезарно улыбнулся и развел руками: «Путь мы уже выбрали. Вопрос только во времени». Зашла речь и о масштабных проектах строительства ГЭС в Киргизии, соглашение о которых было подписано ещё в 2008 году, но дело так и не сдвинулось с мёртвой точки. Медведев по этому поводу напомнил о необходимости погасить государственный долг, размер которого составляет фантастические для Киргизии полмиллиарда долларов.
Медведев отметил, что хоть долг «возник не в нынешний период, но должен быть урегулирован» и «как это сделать – неоднократно обсуждалось».
Как это сделать, действительно обсуждалось не единожды -- и стороны вроде бы ударяли по рукам, но всякий раз сделка срывалась. Речь идёт о передаче России в счёт долга акций оборонного завода «Дастан» и здания Торгпредства РФ с землёй в Бишкеке. Однако согласия относительно размера передаваемого пакета акций достичь не удаётся – Россия требует 75%, а Киргизия предлагает лишь 48%.
На следующий день после встречи стало известно, что до конца года Киргизия выплатит России 7 млн. 947,5 тыс. долларов.
Трудности перевода
Впрочем, не стоит обманываться внешней покладистостью киргизов, которая сменяется отторжением при малейшем дуновении внешнеполитического ветерка. В прошлом году мы уже слышали заявления президента Атамбаева о намерении раздружиться с Россией в пользу Турции или Китая. Чего стоит только эпопея с условиями размещения российских военных объектов в Киргизии, которая длится по сей день.
Сначала Атамбаев в категоричной форме потребовал от России уплатить якобы просроченную арендную плату за пользование авиабазой «Кант» в Киргизии. Затем оказалось, что никакой арендной платы нет, а база передана России в безвозмездное пользование в рамках сотрудничества по ОДКБ.
Однако такой конфуз не смутил Киргизию. Вскоре министр обороны Таалайбек Омуралиев заявил о намерении поднять арендную плату за другие военные базы России в республике.
«Мы попросили у российской стороны повысить арендную плату в порядке выделения наличными, -- заявил министр и добавил, -- инфляция на дворе растёт семимильными шагами, всё дорожает»
Эти слова также обернулись конфузом. Оказывается, генерал Омуралиев имел в виду нечто иное.
«Нашего министра обороны неправильно поняли, — заверил премьер Бабанов. — Правительство не собирается пересматривать цену за аренду военных баз. Мы являемся членами ОДКБ и заинтересованы в региональной безопасности, которую обеспечивают и российские военные»
«Манас» уже не козырь
Ещё одним камнем преткновения остаётся судьба американской военной базы «Манас» на территории Киргизии. Срок её аренды заканчивается в 2014 году, но далеко не факт, что она перестанет существовать на территории республики.
Во-первых, об этом неустанно говорит сам Атамбаев. Правда, настаивает на том, что база будет переформатирована в некий международный гражданский логистический центр и американских военных там не будет. Во-вторых, о возможности продления сроков аренды «Манас» говорят и американские чиновники.
Впрочем, если совсем недавно «Манас» представлялся США как наилучшая из возможных альтернатив, теперь ситуация поменялась.
Дело в недавнем решении Узбекистана о выходе из ОДКБ, что формально открывает американцам возможность восстановить военную базу на его территории. Да и Таджикистан, судя по всему, готов предоставить США свои транзитные возможности. Так что теперь Атамбаев утратил роль незаменимого помощника, а американцы, напротив, примеряются к роли капризного господина.
«В будущем у нас будет более чёткое представление о том, какие объекты нам могут понадобиться в Центральной Азии, -- заявил помощник госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Роберт Блэйк. -- Поэтому нам придётся дождаться заключения соглашения по вопросам безопасности с Афганистаном, чтобы точно определить, насколько нам нужен Манас и не придется ли нам обращаться с просьбами об использовании каких-то объектов в других местах».
В свою очередь, сенатор Дэн Бертон отметил на слушаниях в Конгрессе, что делегация американских конгрессменов во время недавней поездки в регион поднимала эту тему не только в Киргизии, но и «в одной из соседних стран».
«Лучше в клифту лагерном на лесосеке…»
В этой ситуации вновь обозначившийся дрейф Киргизии в сторону России становится понятным. Если выбор США падёт на Узбекистан, для Бишкека создастся серьезная проблема. Отношения двух государств более чем прохладные и не имеют ни малейшей тенденции к улучшению.
Вспомним хотя бы недавний инцидент с перестрелкой узбекских и киргизских пограничников, после которого Узбекистан в одностороннем порядке закрыл границу с Киргизией.
Анонсированное же ранее решение США передать часть военного оборудования Узбекистану после вывода войск из Афганистана лишь усиливает тревогу Киргизии.
В таком случае не остаётся ничего лучшего, чем поскорее примкнуть к Таможенному союзу, и втянуть Россию в строительство ненавистных для Узбекистана ГЭС, чтобы продемонстрировать свою лояльность старому-новому господину. Однако надолго ли сохранится такое положение дел – большой вопрос.