Если верить учёным, тёмная энергия составляет около 70% окружающей нас Вселенной. И это печально не только потому, что Огюст Конт застрелился бы при этих словах (такого и его позитивизм не выдержал бы). Теоретически тёмная энергия оказывает основное влияние на дальнейшую судьбу Вселенной, а мы это влияние представляем пока довольно смутно, как и саму природу тёмной энергии.
Однако как-то прояснить этот в высшей степени тёмный вопрос всё же надо. Исследователи из Научно-технического университета Китая, Института теоретической физики Китайской академии наук, а также из Северо-Восточного и Пекинского университетов взялись за проблему, исходя из теории так называемого Большого разрыва. Читатель «КЛ» — человек иногда пугающе грамотный, поэтому про Большой разрыв он и сам всё знает. Отметим, впрочем, что подход китайцев исходит из параметра w < −1 (отношение давления тёмной энергии к её плотности меньше –1). Иными словами, отрицательное давление тёмной энергии порождает отталкивание, антигравитацию, ведущую к росту интенсивности разбегания вещества во Вселенной.
Разумеется, сам факт возможности антигравитации пока не доказан и вытекает лишь из определённых трактовок уравнения состояния, но следует признать, что трактовки эти очень распространены.
Проблема, вытекающая из этого самого преобладания давления тёмной энергии над взаимным притяжением обычной материи, заключается в следующем: в конечный промежуток времени такое давление возрастёт бесконечно.
Попросту говоря, нас с вами разорвёт на британский флаг — если, конечно, мы доживём до этого радостного события.
Отсюда и название теории — ведь разорвёт и все существующие галактики, и вообще любые образования с участием обычной материи. Причём ещё до самого конца звёзды на небе гипотетической планеты, откуда гипотетический наблюдатель будет следить за ужасающим процессом, начнут постепенно гаснуть, что объясняется их исчезновением за горизонтом событий.
Китайские физики проанализировали, каким именно будет наихудший из возможных сценариев для Вселенной. Однако стандартное параметрическое моделирование Шевалье — Поларски — Линдера для этого не подходит, поскольку значение w при красном смещении, приближающемся к –1, начинает серьёзно колебаться. А вот их собственное параметрическое моделирование Ма — Чжан «лишено этого недостатка».
Очевидно, что если Вселенной угрожает быть однажды разорванной на мелкие «кусочки», то главный вопрос звучит так: когда? Ограничив параметрическое моделирование по методу Монте-Карло по схеме цепей Маркова, исследователи пришли к выводу, что в наихудшем случае это произойдёт через 16,5 млрд лет (с вероятностью 95,4%).
Однако лучше всего всем параметрам удовлетворили 103,5 млрд лет от текущего момента.
Причём чем крупнее наблюдаемый объект, тем быстрее его постигнет печальная судьба потери собственно структуры в результате Большого разрыва: Млечный Путь (мы так его любили) столкнётся с этим (в худшем варианте с вероятностью в 95,4% ) за 32,9 млн лет до Большого разрыва; за два месяца то же самое произойдёт с системой Земля — Солнце, кои потеряют между собой гравитационную связь и отправятся в раздельное путешествие; за пять дней до конца Луна «отделится» от Земли; Солнце разлетится на куски за 28 минут до «конца света», а наша планета — за 16 минут.
При всей спекулятивности этого моделирования — с учётом нашего ещё не слишком глубокого уровня знаний о природе тёмной энергии, — одно всё же внушает оптимизм: у нас есть немного времени, чтобы задаться вопросами «Кто виноват?» и «Что делать?». А это мы любим.