Разрыв между кандидатами на пост президента США не велик. По различным национальным опросам общественного мнения, он составляет менее 10% голосов. Это означает, что кандидат от республиканцев Митт Ромни вполне может стать президентом на выборах 6 ноября. В таких условиях едва ли не каждый голос будет иметь значение, поэтому религиозные воззрения кандидатов становятся предметом пристального внимания избирателей.
Кандидат от Республиканской партии – мормон. В молодости Ромни даже был миссионером во Франции. Протестантское большинство в Америке традиционно настороженно относится к Церкви Иисуса Христа Святых последних дней.
К сожалению для Обамы, вопрос его религиозных предпочтений, несмотря на неоднократные и прямые заявления президента СМИ, остается загадкой для соотечественников. По официальной версии, Барак Хусейн Обама родился 4 августа 1961 года в Гонолулу на Гавайских островах. Его отцом был кенийский студент Хусейн Оньяго Обама, а матерью – Стэнли Энн Данхэм из Канзаса. Ее школьная подруга вспоминает, что Стэнли была убежденной атеисткой. Ее родители, особенно отец, последователи Унитарианской Церкви, только поддерживали Энн в ее скептицизме. Хусейн Обама тоже был атеистом.
После рождения ребенка Энн пришлось отказаться от учебы для ухода за ним. А амбициозный отец вскоре уехал учиться в Гарвард. Брак распался. В 1967 году Энн вышла замуж за индонезийского студента Лоло Суторо, который перевез жену и приемного шестилетнего сына в Индонезию. В этой крупнейшей мусульманской стране мира будущего президента Америки звали Барри Суторо. Два с небольшим года он посещал католическую школу Святого Франциска Ассизского. А затем, по одним данным, год проучился в государственной индонезийской школе, по другим же – посещал религиозную мусульманскую школу. Своего приемного отца Обама описывает как человека, который верил в Аллаха, но одновременно не чурался и местных яванских верований и культов. Судя по этому высказыванию, отчим будущего главы американского государства принадлежал к яванскому социокультурному типу абанган. Это самая многочисленная группа индонезийских мусульман, являющихся лишь номинальными последователями религии Пророка Мухаммеда. Они выполняют необходимые исламские обряды, но при этом вполне могут верить в индуистских богов и в существование душ у зверей и неодушевленных предметов.
В одном из своих интервью Обама отозвался о матери как о человеке, оказавшем на него решающее влияние. «Ценности, которым она меня обучала, остаются основой моих действий даже в политике», – сказал он. Тем не менее слухи о том, что глава США придерживается ислама, слабее не становятся. Возможно, в какой-то мере на определенном этапе гонки за лидерство Обама сам спровоцировал их для привлечения голосов американских мусульман, а также сторонников расового и религиозного равноправия. Например, в своей автобиографии «Мечты моего отца», по мнению журналиста New York Times Пола Уоткинса, Обама на всю жизнь сохранил привязанность к отцу, ощущение, что он разорван между двумя мирами и по-настоящему не принадлежит ни одному из них. Одноклассникам он рассказывал, что соплеменники его отца в Кении – отважные воины, а фамилия Обама означает «горящее копье».
Вместе с тем Барак никогда не отождествлял себя с религией кенийских предков. «Я всегда был христианином. Единственное, что связывает меня с исламом, – это дед по отцовской линии, но я никогда не был мусульманином», – сказал он в интервью репортеру New York Daily News. Но когда журналист попросил его определить, что для него значит быть христианином, он ответил: «Верить в то, что Иисус Христос – наш Спаситель». В другом интервью Обама сказал: «Во что я действительно верю, так это в то, что если я правильно распоряжусь своей жизнью, то буду вознагражден. Не думаю, что знаю, что случится со мной после смерти».
Возможно, именно такая не совсем полная и традиционная трактовка Библии порождает неуверенность американских избирателей. А может быть, играет свою роль и былая принадлежность Обамы к Единой во Святой Троице Церкви Христовой, куда Обама вступил уже в сознательном возрасте – 28 лет. Эта конгрегация была основана в Чикаго в 1960-е годы, когда город был переполнен потомками рабов с Юга страны. Церковь идейно связана с «Нацией ислама» – организацией, основанной Элайджей Мухаммедом в 1930-е годы в Детройте. В Церкви объединены элементы ислама и христианства с идеологией негритюда – самоценности и самодостаточности негроидной расы. До сегодняшнего дня в уставных документах Единой во Святой Троице Церкви Христовой зафиксировано, что ее члены разделяют «преданность Африке» и «остаются верны их родному континенту».
Если к этому добавить позицию Обамы по поводу строительства мечети недалеко от разрушенных зданий Всемирного торгового центра, то сомнения американских избирателей становятся вполне понятны.
Согласно опросам общественного мнения, недавно вновь проведенным Pew Research Center, все меньше американцев верят в истинно христианские убеждения своего президента. Лишь 34% опрошенных считают Обаму христианином. Это означает, что число людей, полагающих, что Обама – мусульманин, начиная с марта с.г. (когда 48% опрошенных ответили, что их президент – христианин) возросло на 14%. Доля сомневающихся в религиозных убеждениях лидера государства с марта с.г. возросла с 34 до 43%. При этом специалисты отмечают, что между числом людей, полагающих, что Обама мусульманин, и теми, кто не одобряет его политику, существует заметная корреляция. Из 41% людей этой категории две трети считают, что глава государства придерживается исламского вероучения.
Можно предположить, что вопрос о религиозной принадлежности Обамы американцы решают на подсознательном уровне. Конечно, для большинства граждан этой развитой страны определяющими факторами выбора главы государства являются экономические мотивы. Но нельзя забывать и о том, что религия позволяет в каком-то смысле идентифицировать себя с тем или иным человеком. Здесь очень показательна реакция одной американской журналистки на заверения Обамы, что он является христианином. «Неважно, христианин ли он, главное, что не мусульманин», – сказала журналистка.
На такие тонкие психологические нюансы накладывается не менее изящная политическая игра. Определенная группа электората (это в первую очередь глубоко верующие граждане) недовольна «войной против религии», объявленной, по их мнению, Бараком Обамой. Республиканцы не упустят возможности этим воспользоваться. В своем недавнем турне по городам США Митт Ромни призвал протестантов, католиков, мормонов объединиться, невзирая на различия в толковании Священного Писания. «Решение администрации Обамы атаковать важнейший аспект прав человека – свободу вероисповедания – это то, чем, по моему мнению, были шокированы многие», – сказал он, намекая на новые стандарты здравоохранения. Согласно последним, предполагалось, что работодатели начиная с 2010 года были обязаны распространять информацию о планировании семьи и контрацепции. Впоследствии эти предписания были отменены. Но у Ромни появилась возможность разыграть христианский козырь. «Сейчас я отчаянно нуждаюсь в вашей тяжелой работе, в том, чтобы вы стучали в двери, звонили друзьям и рассказывали им, что поставлено на карту», – обратился он к избирателям.
Поэтому на предстоящих ноябрьских выборах в США религия может сыграть важную роль. Можно предположить, что в немалой степени это политический ход республиканцев, которым необходимо преодолеть настороженное отношение протестантского большинства к кандидату-мормону. Таким козырем, как неясное происхождение Обамы (слухи о его рождении на территории Кении и неопределенность с вероисповеданием), нельзя пренебречь, когда речь идет всего лишь о нескольких процентах голосов.
Тем не менее даже если Обама когда-то и был мусульманином, то это было в детстве, когда человек еще вряд ли способен к сознательной самоидентификации. Кроме того, учиться в мусульманской школе на Яве совсем не одно и то же, что посещать медресе, например, в Саудовской Аравии. Большинство индонезийцев – мусульмане достаточно индифферентные, скорее верящие в Бога вообще, чем строго следующие догмату ислама о таухиде-единобожии. Этот период в жизни вряд ли мог оказать значительное влияние на жизненный путь будущего президента.
Другое дело – его трепетное отношение к родине предков и, как можно было бы предположить, к их религии. Но ведь на самом деле изначально его дед был католиком, принявшим ислам в сознательном возрасте. Отец никогда не проявлял религиозного рвения. Сам Барак Хусейн Обама в сознательном возрасте выбрал христианскую религию, хотя и в несколько экстравагантном проявлении. Но ведь и мормонов сложно назвать традиционными протестантами. Скорее всего именно желанием республиканцев отвлечь внимание избирателей от этой детали объясняется повышенное внимание к религиозным взглядам Барака Обамы, которые он никогда не скрывал и которые в 2008 году не помешали ему занять Овальный кабинет в Белом доме.