По-прежнему царит полная неопределенность относительно решения сирийского кризиса. Наибольшее беспокойство вызывает опасность бесконтрольного территориального раздела страны в результате длительной ражданской войны. Раздел Сирии таит в себе множество рисков, однако проблемы, касающиеся непосредственно нас, могут быть достаточно успешно урегулированы Турцией. Например, если Рабочая партия Курдистана (РПК) предпримет попытку использовать часть северных территорий Сирии в качестве района материально-технического обеспечения, то Турция способна устранить эту угрозу. Тем не менее, бесконтрольный раздел Сирии может стать генератором повсеместной нестабильности, которая продлится долгие годы в регионе. В этом случае возникнут действительные риски, пусть и в косвенной форме.
Прежде всего, требуется рассмотреть стратегические цели Израиля – страны, имеющей самое большое влияние на формирование ближневосточной политики США. Начиная с прихода к власти Биньямина Нетаньяху в 1996 году и по настоящее время, основными приемами преследуемой Израилем политики стали следующие: аннексировать как можно больше оккупированных в 1967 году территорий; обеспечить израильско-арабский мир не путем возвращения занятых территорий, а с помощью применения силы; наконец, через территориальный раздел или дестабилизацию привести в упадок государства, которые могут представлять угрозу в регионе. К таким странам, как иногда открыто произносится, относятся Ирак, Сирия и Иран.
В случае если Сирия будет разделена, падет очень важный враг Израиля. Кроме того, с повестки дня будет снят вопрос о возвращении Голанских высот, поскольку будет поставлена под сомнение законность права на данные территории. Если события приблизятся к точке раздела сирийских территорий, то, по большой вероятности, заявления США будут звучать будто бы в пользу территориальной целостности Сирии, но не стоит ожидать, что руководством Вашингтона будут предприняты конкретные шаги с целью предотвратить раздел. Между тем, у России есть непосредственные выгоды от территориального раздела. А для Турции преодолеть подобный раздел в одиночку невозможно.
После раздробления Сирии сохранить целостность нестабильного Ливана - еще сложнее. Для Хезболлы, являющейся важной военной силой, возникнут условия для выбора в пользу независимого образования в Южном Ливане. Вероятно, самые жестокие последствия будут ощущаться в Ираке: слабые швы, скрепляющие Ирак, могут быстро разорваться. Тем временем станут происходить трагедии этнических чисток в больших городах, включая «чистку» алавитов из Дамаска, суннитов из Багдада. Уже сегодня курдская администрация на севере Ирака переживает глубокие разногласия по двум основным вопросам – распределению власти и природных ресурсов – и с каждым разом все сильнее в Эрбиле ощущаются порывы ветра независимости. Для Северного Ирака беспорядки и дезинтеграция в регионе вместе с новым курдским образованием, которое возникает в Северной Сирии (даже если и не на всей южной границе Турции), образуют достаточные условия для объявления независимости.
Иордания может остаться под давлением с двух разных сторон: свержение «арабской весной» режима в Аммане или новый поток мигрантов из Палестины. Около 40% 5,2-миллионного населения Иордании образуют палестинские мигранты. Если большая часть миллиона палестинских мигрантов в Сирии и Ливане решит укрыться от военного конфликта, то лучше Иордании для них места нет. В таком случае власть хашимитов может подойти к концу, а Иордания превратиться в Палестинское государство. Так, необходимость образования Палестинского государства на оккупированных территориях исчезает, и, по всей видимости, будет проложен путь к аннексии Израилем всего Западного берега реки Иордан или большей его части. Западные государства с целью оказания содействия такому решению могут предложить династии хашимитов возглавить одну из суннитских частей Сирии и Ирака (или обе).
Возможно порождение опасного шиито-суннитского конфликта
Изложенные вкратце события одновременно могут указывать на угрозу шиито-суннитского конфликта. Именно он может нанести непоправимый вред Ближнему Востоку, когда возникнет благоприятная обстановка для мобилизации экстремистских сил каждой из двух сторон. В пространстве, образуемом суннитскими территориями Сирии и Ирака, между которыми будет происходить сближение, такие группы, как Аль-Каида, а также идеология ваххабизма значительно расширят свое влияние. Среди шиитов будут происходить похожие события: например, в Ираке будет сокращаться влияние умеренных лидеров, - таких, как Аль Систани, который вносит конструктивный вклад в процесс перехода к демократии, верит в свободные выборы и систему представительства, при этом право голоса будет принадлежать радикалам.
Раздел Сирии и наблюдаемые события будут еще больше усугублять настроения Ирана, связанные с возможным окружением, изоляцией и подозрениями, что настал его черед. Вероятность решения производить ядерное оружие, а также атаки США вместе с Израилем на Иран, возрастет намного больше. Несколько дней назад король Саудовской Аравии сделал неожиданный шаг, назначив на пост главы разведывательной службы Пренса Бендера. Бендер, который долгие годы служил послом в Вашингтоне, известен как представитель династии, имеющий самые лучшие отношения с политической и военной элитой США. Другой интересной особенностью является то, что он всегда рассматривал Иран как большую опасность, нежели Израиль.
Первым шагом на пути предотвращения бесконтрольного распада Сирии должно стать немедленное прекращение гражданской войны и согласованный поиск пути перехода к новому периоду. Каждый день гражданской войны повышает вероятность изложенных выше устрашающих событий. В конце хочу обратить внимание на этическое направление сирийского кризиса. Концепция абсолютной морали исходит из непричинения вреда человеку предпринимаемыми действиями. Принимающие политические решения субъекты часто сталкиваются с ситуациями, когда такого выбора нет. Тогда можно говорить о ситуации, которую философы называют «этика ответственности», связанной с необходимостью сравнительного анализа последствий принимаемых решений. Каждый из двух нравственных подходов должен в кратчайшие сроки положить конец гражданской войне в Сирии.