Газета "Наш Мир" br> Несмотря на массовую (по данным таджикских СМИ) сдачу боевиками
оружия и прекращение сопротивления, Таджикистан вплотную подошел к той
грани внутренней нестабильности, преступив которую есть все основания
предположить, что может быть снова развязана полномасштабная гражданская
война.
В последнее время стало привычным, что в мирное время,
правительственные войска Республики Таджикистан проводят на своей
территории широкомасштабные военные операции. Поводом на этот раз
послужило то, что в Хороге, центре Горно-Бадахшанской автономной области
(ГБАО), был убит высокопоставленный сотрудник государственного комитета
национальной безопасности генерал А.Назаров.
В спецоперации приняли участие более 3-х тыс. солдат и офицеров
силовых структур, задействованы боевые вертолеты, бронетехника и
артиллерия. В качестве же противников по информации опять же
государственных таджикских СМИ выступили преступные клановые
группировки, основная деятельность которых производство и транзит
наркотиков с территории Афганистана.
Однако не все так прозрачно, как кажется на первый взгляд. Напротив,
все, что касается Центральной Азии, является делом запутанным и
непредсказуемым.
С одной стороны, складывается впечатление о переделе сфер влияния
криминалитетом, к которому, учитывая особенность жизни данного региона,
имеют отношение и чиновники властных структур (тот, кто жил в
центрально-азиатских республиках, представляет, что зачастую власть и
криминал – понятия если не неразделимые, то уж точно мирно
существующие).
Так, отдельными СМИ высказано предположение, что у А.Назарова (бывший
полевой командир вооруженной оппозиции) и Т.Айембекова (также бывший
полевой командир времен гражданской войны 1992 г., ныне заместитель
начальника Ишкашимского пограничного отряда) были договоренности по
определенным видам контрабандного товара. И когда возникли некоторые
проблемы, генерал Назаров сам лично отправился их урегулировать. Но
что-то пошло не так, и его убили.
В то же время, наивно было бы предполагать, что суть конфликта – это
конкуренция между двумя наркогруппировками, условно-частной и
государственной. Конфликт одновременно и этнополитический.
По мнению российского эксперта А.Князева Эмомали Рахмону и его
окружению, сформированному по родственному и земляческому признакам,
удалось практически полностью уничтожить некулябскую составляющую в
системе государственной власти. А нынешние события – это зачистка
политического, экономического и всех иных пространств от последних, уже
немногочисленных, остатков оппозиции. Аналогично тому, как летом 2010 г.
это происходило в Раштском регионе, когда бывших оппозиционных власти
командиров точно так же обвинили в уголовщине и начали проведение
войсковой операции.
Так что, данные события – это продолжение гражданской войны, где по обе стороны конфликта – два враждующих этнических лагеря.
Теперь посмотрим на конфликт в Таджикистане с точки зрения субъекта
международного права и членства его в таком военно-политическом блоке
как ОДКБ.
Подписанием Договора о коллективной безопасности 15 мая 1992 г.,
Душанбе закрепил за собой позицию считаться государством-основателем
данной организации. В условиях наличия в те годы множества внутренних и
внешних конфликтов, в том числе, гражданской войны в самой республике,
Таджикистан тем самым принял на себя обязательство по «защите
территориально-экономического пространства стран участниц договора
совместными усилиями армий от любых внешних военно-политических
агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф
крупного масштаба».
Можно по-разному трактовать ныне происходящие в республике события,
но факты остаются фактами: существует реальная угроза суверенитету и
территориальной целостности (неподчинение центральным властям и
сепаратистские настроения в ГБАО), антиправительственную группировку
поддерживают боевики из Афганистана (идет их переброска через границу
при молчаливой помощи правительства Х.Карзая), а также практически
непрекращающийся транзит наркотиков.
То есть, присутствовали все предпосылки для включения механизма ОДКБ
по обеспечению безопасности одного из ее членов. В качестве же способа
напрашивается задействование коллективных сил оперативного реагирования
(КСОР).
Напомним, что такие силы созданы в 2009 г. для выполнения таких
основных задач, как локализация вооруженных конфликтов, участие в
мероприятиях по борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом
наркотических средств, оружия и боеприпасов, транснациональной
организованной преступностью.
То есть, реализация задач вполне возможна в сложившейся ситуации. Но,
есть и одно но. Применение контингентов КСОР определяются Советом
коллективной безопасности на основании официального обращения одной или
нескольких сторон на основе консенсуса(ст.4 Соглашения о КСОР).
И, как представляется, действующее правительство не собирается делать
такое обращение вообще, считая данный вооруженный конфликт борьбой с
преступностью и своим внутренним делом.
Молчит и ОДКБ. Оно и понятно, имея в условиях задачи такие «X» и «Y»,
как внутренний политический конфликт, с одной стороны, и проникновение
афганских моджахедов и транзит наркотиков, с другой найти верное решение
крайне трудно. Однако, его непринятие, в свою очередь, приводит к
девальвации значимости ОДКБ как геостратегического игрока.
Получается патовая ситуация, как и в случае с Бишкеком, когда и
свергнутый К.Бакиев, и Р.Отунбаева просили срочно применить КСОР в свою
защиту. Тогда, наоборот, просьба была, но решения на применение КСОР не
последовало. Так как и там были сугубо внутренние проблемы,
вмешательство в которые могло ввергнуть страну в еще большую
нестабильность.
Выводы напрашиваются сами собой: необходимо не только
усовершенствовать механизм принятия решения на применение КСОР
странами-членами ОДКБ, но и активизировать деятельность Организации в
плане более целенаправленного и акцентированного влияния на
геополитическую ситуацию в регионе.
Так, в соответствии с Положением о порядке реагирования ОДКБ на
кризисные ситуации механизм мониторинга и выработки предложений
выработан. Указано, кто оценивает обстановку, кому и когда докладывают
предложения по обеспечению безопасности Организации, порядок проведения
консультаций и принятия решения на применение сил и средств ОДКБ.
Но, получается, что не обратись любое государство-член Организации за
помощью (а пример Душанбе показывает, что этого не случится,
практически, никогда), то можно еще долго ожидать пока, как вариант,
война в Таджикистане не закончится сама по себе, унеся уже не сотни, а
тысячи жизней. Или пока американцы не сподобятся сделать очередную
цветную революцию и посадят своего ставленника, который позволит
спокойно разместить свои базы.
Что характерно, когда собираются главы государств-членов ОДКБ, то
проблемы исчезают само по себе. Происходит полное взаимопонимание,
документы принимаются пакетами, и, как результат, эффективность
механизма функционирования ОДКБ резко идет вверх. Но вот Совет
коллективной безопасности прошел и Секретариат Организации, штаб
оставшись один на один с геостратегией плавно залегают на дно.
Чему еще необходимо случиться или что должно произойти сегодня,
например, в Таджикистане, чтобы Совет министров иностранных дел,
наконец, собрался на консультацию и публично дал свою оценку
происходящему? Какие условия должны быть созданы для созыва Совета
Министров обороны ОДКБ?
Не хочется связывать события с приходом во главу штаба ОДКБ
Казахстана, принесшего как всегда уйму тактических внутриорганизационных
идей, но несколько озадачивает нарастающая инертная позиция ОДКБ на
международной арене. Именно в недрах Организации должна происходить
бурная реакция на происходящие события. Именно ОДКБ, как
военно-политический блок должен стать локомотивом в обеспечении
безопасности, в частности, в центрально-азиатском регионе (не исключено,
что при роли Казахстана, как регионального лидера), действую
оперативно, адекватно складывающейся обстановкой и с учетом мнения и
интересов ее членов.
Так, в ситуации, связанной с проведением военной операции в Хороге,
еще только с началом зарождающегося конфликта виделось заявление
Генерального секретаря ОДКБ с анализом складывающейся ситуации и
прогнозом ее возможного развития. То есть необходима публичная позиция
Организации с четко очерченным кругом ее интересов.
Возможно, именно отсутствия четко обозначенных позиций ОДКБ по
событиям в Центральной Азии (кстати зоне коллективной ответственности
Организации) и явилось одной из причин выхода из нее Узбекистана?
Ну а пока и Генсек, и Секретариат, и штаб ОДКБ молчат, и никакие
катаклизмы не могут их поколебать и обеспечить мероприятия по
сдерживанию сил, дестабилизирующих обстановку в центрально-азиатском
регионе. В то же время, публичные заявления, такие как «Генеральный
секретарь ОДКБ заявляет, что …», «Штаб ОДКБ расценивает сложившуюся
ситуацию, как…», поднимут не только статус и роль, но и продемонстрируют
сплоченность самой Организации.
В этом ключе хочется добавить, что именно в Военной академии
Генерального штаба Российской Федерации, есть очень хорошие методические
материалы по формам и способам стратегического сдерживания. Ведь
необходимость практического применения КСОР уже сегодня – это, в том
числе, и предотвращение угрозы с юга в свете предстоящего вывода
Международных сил содействия безопасности из Афганистана.
Безусловно, что потеря политической инициативы, влечет за собой
потерю смысла и сути создания как КСОР, так и Коллективных
миротворческих сил ОДКБ, которые уже изрядно повысили свою и без того
высокую готовность и теперь поигрывают мускулами на различных
политически-конъюнктурных учениях.
Так, в августе на Чебаркульском полигоне Центрального военного округа
РФ состоится учение Коллективных сил быстрого развёртывания
Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности ОДКБ, в рамках
которого воинские контингенты Киргизии, России и Таджикистана отработают
боевое применение в ходе совместной операции.
В сентябре запланировано масштабное учение КСОР ОДКБ
«Взаимодействие-2012», которое пройдёт на территории Армении с участием
подразделений из Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и
Таджикистана. Кстати, в рамках совместных манёвров планируется
отработать широкий спектр задач специальных операций по стабилизации
обстановки в отдельных районах и уничтожению террористических групп.
В октябре на территории Казахстана пройдёт первое миротворческое
учение государств-членов ОДКБ «Нерушимое братство-2012».В отработке
совместных действий примут участие миротворческие контингенты
вооружённых сил Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и,
конечно же, Таджикистана.
В итоге, хотелось бы отметить, что сегодня решается не только
политическая судьба Э.Рахмона, но, прежде всего, судьба самого
Таджикистана, если хотите, то и геополитической ориентации Центральной
Азии.
К сожалению, влияние ОДКБ на нынешнюю ситуацию со стороны выглядит
блекло. Хотя окончательно остановить кровопролитие на Памире и
установить статус Таджикистан, как северного бастиона Центральной Азии в
противостоянии силам движения «Талибан» реально. И здесь же необходимо
отметить, что в сложившейся ситуации безмолвия уже заметно повысилась
активность наших американских «друзей», которые ведут активные
консультации с посольством Таджикистана в Кабуле.
Так что, уважаемые члены ОДКБ, – не пора ли нам пора?
|