Вот три события в хронологической последовательности:
- представитель Сирии заявил, что его страна может применить химическое оружие «для отражения внешней агрессии»;
- Турция наглухо закрыла свои границы с Сирией;
- сирийские «оппозиционеры» неожиданно заявили, что могут удовлетвориться не свержением Башара Асада, а лишь передачей власти кому-то из его приближенных.
Возможно, что эти события просто совпали. Возможно, что фраза про возможность применения химоружия произнесена «ради красного словца». А возможно и другое... Химическое оружие применялось в Первой мировой войне и не применялось во Второй. Но не из-за коллективного гуманизма, а исключительно по причине общей его неэффективности.
Во-первых, хранение этого оружия сопряжено с массой неудобств. Во-вторых, использование его «в поле» не сулит особых выгод. Чтобы на некоей территории создать убойную концентрацию ОВ, по этой территории придется придётся выпустить химических снарядов не меньше, чем обычных при нормальной артподготовке. Но если после обычного артобстрела можно идти в наступление, то после обработки противника химоружием это будет проблематично. (В 1916 году немцы вынудили англичан оставить французский город Армантьер, буквально залив его ипритом, но сами занять его не смогли, настолько всё там было отравлено).
В общем, применять такое оружие можно либо против неприятеля совершенно беззащитного, либо в условиях городской застройки (а ещё лучше в закрытом помещении). Поэтому в традиционной «большой» войне для химического оружия места нет.
Современные же войны начинаются чужими руками и завершаются «международными санкциями» и бомбардировками. Очередной такой сценарий как раз и может остановить химическое оружие, - именно на этапе бомбардировок.Например, в редакцию какой-нибудь французской газеты в разгар «наката» на ту или иную страну приходит СМС: «В подвале дома такого-то по улице такой-то (во Франции) лежит баллон с V-газами. Сыновья Аллаха». Полиция летит по указанному адресу, баллон находит, всех эвакуирует, всё разминирует... И в ту же газету приходит новая СМС: «Нашли баллон? Молодцы. Но таких баллонов по разным адресам лежит ещё сто штук. И если бомбардировки не прекратятся, то баллоны начнут взрываться. Сыновья Аллаха».
Ну, и какой будет реакция французского избирателя, если предупреждение проигнорируют и хотя бы один баллон действительно рванёт? То-то...Так что есть основания предполагать, что сирийцы, наученные судьбой Ливии, решились-таки ситуацию «прощупать». В результате, в позиции «повстанцев» тут же проявились некоторые признаки вменямости. А в действиях Турции так и просто здоровый страх перед «непредсказуемыми последствиями».
Антон Черков