С начала года россияне потратили на покупку новых легковых и легких коммерческих автомобилей 1,1 трлн рублей, то есть почти на треть больше, чем за аналогичный период годом ранее. Средняя цена приобретения поднялась до 790 тысяч рублей.
По данным аудиторской компании Ernst & Young, в первом полугодии текущего года россияне купили автомобилей на общую сумму в 36,5 млрд долларов или 1,1 трлн рублей. Это на 28,6% больше, чем за такой же период прошлого года.
При этом средняя цена приобретения с начала года поднялась до 790 тысяч рублей. Правда, сейчас рост этого показателя несколько замедлился. Стоит напомнить, что в марте был установлен своеобразный рекорд, когда средняя стоимость проданной в России машины составляла 809 тысяч рублей.
Эксперты связывают замедление роста цены приобретения с общим сокращением темпов сбыта автомобилей. Так, если сравнить показатели продаж в первую половину этого и прошлого годов, то рост составит всего на 14%, за шесть месяцев этого года было продано 1,41 млн новых автомобилей. Но при этом показатель «январь к январю» был значительно выше — 25%.
При этом рост рынка обеспечивают иномарки российского производства и ввозимые автомобили из-за рубежа. Так, по данным компании PricewaterhauseCoopers, в первом полугодии прирост продаж машин, собранных в нашей стране, составил 36%, импортируемых — 11%. И, напротив, сбыт чисто российских брендов сократился на 11%.
В том числе из-за роста продаж иномарок рынок продолжает демонстрировать высокую динамику в денежном выражении, поскольку российские марки стоят все-таки в целом дешевле. При этом такая тенденция свидетельствует не только о росте аппетитов россиян (они стали покупать машины более высоких классов), но и об общем удорожании автомобилей. Ведь сейчас за 500–600 тысяч рублей можно купить в лучшем случае машину B-класса, пусть и не в плохой комплектации. Тогда как еще до кризиса за такие деньги можно было приобрести хорошо оснащенную модель гольф-сегмента.
Напомним, за 2011 год россияне потратили на покупку автомобилей 65,1 млрд долларов или 1,9 трлн рублей. Причем это было в полтора раза больше, чем в 2010 году. Средняя стоимость купленных машин в прошлом году составляла 705 тысяч рублей.
Заработать на ОСАГО
Рост средней стоимости автомобилей, естественно, влияет и на рост сборов страховых компаний. Так, с начала года страховщики собрали премий ОСАГО на 56,718 млрд рублей. Это на 23% больше, чем за такой же период прошлого года. Раз россияне стали тратить на машины больше, значит стали покупать более мощные автомобили. Поэтому платить за полисы ОСАГО они также стали больше. Кроме того, влияет и увеличение числа проданных новых машин.
К тому же, с начала года выплаты по полисам ОСАГО составили 27,617 млрд рублей. А это на 3% меньше, чем за аналогичный период 2011 года.