Газета "Наш Мир" br>
Будет ли распад
еврозоны полезен для экономики? Едва ли, отвечает на этот вопрос
экономист Андерс Аслунд в публикации на сайте Института мировой
экономики Петерсона. В качестве примеров разрушительного воздействия
распада валютного союза на национальные экономики Аслунд приводит опыт
прошлых монетарных союзов на территории Европы, а также СССР. С распадом
«зоны рубля» ученый был знаком не понаслышке. С 1991 по 1994 год Аслунд
работал экономическим советником при правительстве РФ. Чему же учит нас
опыт советского и других валютных альянсов?
Хорошие примеры
Безболезненным был распад Латинского (1865–1927) и Скандинавского
(1873–1914) монетарных союзов. Первый включал в себя Бельгию, Италию,
Францию, Швейцарию и ряд других стран, второй состоял из Дании, Норвегии
и Швеции. Оба союза не подходят для сравнения с еврозоной, так как даже
не имели единого центробанка или платежной системы – их объединяла лишь
привязка к золотому стандарту.
Успешным можно считать опыт Чехии и Словакии, которые разделили крону
сразу после распада Чехословакии в 1992 году. Развод произошел в
середине февраля 1993-го и привел к легкому всплеску инфляции и
незначительным перебоям в торговле. К счастью для двух стран, сразу
после конца коммунизма еще не появилось финансовых инструментов, которые
позволили бы инвесторам опасно спекулировать на курсе словацкой кроны к
чешской (словацкая крона была дешевле).
Европейский экономический и монетарный союз вряд ли может почерпнуть
что-то из вышеозначенных примеров, поскольку для него не существует
внешней нормы для определения курса (как золотой стандарт), а кроме
того, он является реальным валютным союзом с общей системой платежей
(Target2) и центральным банком (ЕЦБ). При этом платежный механизм
централизован в ЕЦБ и попросту развалится на части в случае распада
союза из-за накопленных «неочищенных» взаимных обязательств между
странами. Опыт подсказывает, что чем больше стран-участниц, тем
болезненнее будет распад, а в еврозону, в отличие от Чехословакии,
входят 17 участников. Ситуацию усложняет отсутствие законодательства о
том, как должен происходить «развод», и неспособность европейского
руководства принимать быстрые и компетентные решения.
Плохие примеры
К ним относятся империя Габсбургов, СССР и Югославия. Во всех трех
случаях распад единого валютного пространства сопровождался
гиперинфляцией. В свое время ее испытали Австрия и Венгрия, Югославия
испытала ее дважды, та же судьба постигла 10 из 15 бывших советских
республик в 1990-е.
По официальным данным, после распада «зоны рубля» в бывшем Советском
Союзе выпуск в среднем упал на 52%, спад в странах Балтии составил 42%.
Пять постсоветских стран (Грузия, Киргизия, Молдавия, Таджикистан и
Украина) до сих пор не достигли ВВП уровня 1990 года по паритету
покупательной способности, посчитал Всемирный банк. Экономики Австрии и
Венгрии «отходили» от гиперинфляции 1920-х годов около четверти века.
Казалось бы, со времен Габсбургов утекло много воды, а страны СССР и
Югославия вдобавок к разводу валют переживали еще и системный сдвиг от
социализма к рынку, однако Аслунд считает, что этим можно объяснить
только часть экономического спада в постсоветских республиках. Для
сравнения с СССР можно взять данные по Болгарии и Румынии, которые
находились примерно на том же уровне развития и также пережили переход
от социалистической экономики к капитализму, но сохранили свои валюты.
Согласно официальной статистике, ВВП Болгарии упал на 33%, Румынии – на
25%. Таким образом, эффект распада «зоны рубля» в 1992–1993 годах стоил
бывшему Советскому Союзу дополнительные 20–25 процентных пунктов ВВП
спада, делает вывод Аслунд.
Развод советских республик по сравнению с той же Чехословакией
оказался затянутым, и, чем дольше он тянулся, тем тяжелее были
последствия. Центральные и периферийные республики стремились сохранить
валютный союз даже тогда, когда это было уже невозможно из-за
политических разногласий. Это привело к катастрофе, когда конкурирующие
центробанки печатали одну и ту же валюту, провоцируя гиперинфляцию.
При чем тут современная Европа?
У Советского Союза как монетарного союза и еврозоны много общего,
считает Аслунд. И там, и там существовала или существует
централизованная платежная система, которая накапливает дисбалансы. В
советском случае она оказалась парализована, после чего потерпела крах,
затруднив платежи и торговлю в течение длительных периодов времени.
У всех советских республик были значительные дефициты по счету
текущих операций с Россией. До коллапса «рублевой зоны» в сентябре 1993
года Россия финансировала их все. В 1992 году кредиты России бывшим
советским республикам составляли 9,3% ее ВВП. Формально от этого
выигрывали республики-должники (от 11% ВВП в Белоруссии до 91% в
Таджикистане), однако в реальности поток денег в донорские страны привел
к гиперинфляции. Они были обременены крупными долгами России, которые
потом списывались либо выплачивались в течение многих лет.
Ряд экономистов заметили подобные дисбалансы и в платежной системе
еврозоны. Как писал Мартин Вольф на страницах Finacial Times в мае
прошлого года, в Европейской системе центральных банков в последнее
время накопились взаимные требования национальных центробанков друг к
другу. Только на месте России как главного кредитора советских республик
находится немецкий Бундесбанк, а главными должниками выступают страны
PIGS. Симметрия между дефицитом счета текущих операций в периферийных
странах и чистыми требованиями Бундесбанка к другим ЦБ наметилась в 2008
году, когда кризис «осушил» частный финансовый сектор в более слабых
экономиках, писал Вольф.
Еврозона в случае своего развала пойдет по «плохому» пути, полагает
Аслунд, а это, как учат нас примеры прошлого, означает глубокую
рецессию, всплеск инфляции и «потерянное двадцатилетие» для ряда стран,
не говоря уже о возможных социальных взрывах и даже обострении
вооруженных конфликтов (как в Югославии). В чем-то нынешняя ситуация
даже сложнее, чем 20 лет назад, когда распалась «зона рубля»: финансовая
система стала намного сложнее, что углубляет негативные экономические
эффекты, а современные европолитики в чем-то даже уступают советскому
руководству. Как пишет Аслунд, «хотя посткоммунистические деятели не
были очень даровитыми экономистами, они действовали быстро по сравнению с
тем, как принимаются решения в ЕС».
Георгий Неяскин
|