Газета "Наш Мир" br> Помимо сообщений о том, что глава ВМФ России вице-адмирал Виктор
Чирков говорил о планах создания российских военно-морских баз на Кубе,
Сейшелах и во Вьетнаме, в СМИ цитируют также его слова о том, что Россия
намерена приступить к строительству собственных авианосцев после 2020
года.
Благодаря своей высокой маневренности, позволяющей быстро
концентрировать значительные силы в любой точке мирового океана,
отечественные авианосцы могут способствовать возрождению статуса России
как великой морской державы. Нынешняя государственная программа
вооружений (на период 2011-2020) предусматривает финансирование ремонта и
модернизации единственного российского авианосца проекта 11435 «Адмирал
Кузнецов». Даже по классификации самого российского военно-морского
флота (ВМФ), это судно является «тяжелым авианесущим крейсером», а не
авианосцем как таковым, потому что его воздушный компонент имеет
ограниченную функциональность. Корабль часто находился в нерабочем
состоянии после того, как он вошел в состав Северного флота в январе
1991 года.
В ноябре прошлого года руководство ВМФ России выдвинуло предложение
построить две авианосные ударные группы к 2027 году. Одна будет входить в
состав Северного флота (для развертывания в основном в Атлантическом
океане), другая – Тихоокеанского флота, т.е. региона, который
приобретает все большее значение для мировой экономики и изобилует
горячими точками.
Руководители ВМФ рассмотрели, но, в конце концов, отвергли тот
вариант, при котором Россия должна была бы и впредь полагаться лишь на
традиционные надводные и подводные суда.
Вместо этого, российские военные стратеги одобрили так называемую
«американскую модель» авианосного ударного соединения. В данном случае, в
дополнение к авианосцу, ударное соединение включает в себя более
десятка вспомогательных судов сопровождения, такие как крейсеры,
эсминцы, фрегаты, корветы, десантные корабли, многоцелевые подводные
лодки, и, возможно, ледоколы для развертывания действий в Арктике.
Однако, несмотря на неоднократную поддержку таких инициатив со
стороны российского руководства, аналогичные планы до сих пор так и не
были воплощены в реальность из-за отсутствия денежных средств и в силу
ряда других причин. В июле 2008 года, тогдашний главнокомандующий ВМФ РФ
адмирал Владимир Высоцкий заявил, что флот намерен создать пять или
шесть авианосных групп. В том же году, президент Дмитрий Медведев также
заявил, что Россия намерена строить авианосцы в рамках своей общей
программы военного перевооружения. Однако позже ВМФ России отказался от
этих планов, объявив, что не будет строить новый авианосец, по крайней
мере – в течение следующих десяти лет.
Возникает вопрос, а сможет ли российская оборонная промышленность в
относительно короткий срок приступить к строительству таких больших и
сложных систем вооружения, как современный авианосец, и необходимые для
его оснащения палубные самолеты? Россия в настоящее время не располагает
большим сухим доком, необходимым для постройки авианосцев. Авианосец
«Кузнецов» и его палубная авиация были созданы в Украине в 80-х годах,
когда оборонная промышленность этой республики была частью
интегрированного советского военно-промышленного комплекса.
Следует учитывать, что даже в период расцвета советского
военно-промышленного комплекса, Советский Союз испытывал трудности при
создании авианосных кораблей, соответствующего оборудования и самолетов,
сопоставимых по своим боевым возможностям с флотами стран НАТО.
Современный же российский ВПК часто сталкивается с серьезными сбоями в
производстве и перерасходом средств при модернизации сложных судов,
таких, например, как «Адмирал Горшков», который недавно был передан ВМС
Индии после нескольких лет задержек и превышения сметы.
Если бы руководство российского минобороны верило в потенциал
отечественных судостроителей, то тогда именно им доверялось бы
проектирование и строительство современных военных кораблей – это стало
бы индикатором возвращения России в статус великой державы. Однако
хорошо известно, что в настоящее время минобороны РФ все больше
сотрудничает с иностранными компаниями при закупке передовых военных
технологий.
Можно вспомнить, что Россия заключила с Францией контракт на
приобретение десантного корабля «Мистраль» и еще нескольких подобных
судов. У ВМФ России не только отсутствует такой крупный десантный
корабль, как «Мистраль», но и маловероятно, что российские судостроители
смогут построить такое сложное судно без иностранного содействия.
Желание ВМФ России иметь базы за рубежом понятно. Как и желание иметь
собственные авианосцы. Однако для этого необходимо сначала иметь больше
надежных кораблей и судостроителей.
|