РПЦ требует серьезно наказать участниц Pussy Riot. Однако имидж самого института Церкви серьезно подпорчен, считает автор статьи на сайте Frankfurter Allgemeine Zeitung Анн-Дорит Бой.
Словно опасные преступники три участницы панк-группы сидят в клетке в зале Хамовнического суда в Москве. "Активистки Pussy Riot в своем панк-молебне перед алтарем храма Христа Спасителя в феврале взывали к Богородице, чтобы та избавила народ от Путина. Как известно, мольбы девушек услышаны не были - вместо этого Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич обвиняются по статье "хулиганство" и "разжигание религиозной ненависти".
"Сторона обвинения одного за другим допрашивает возмущенных прихожан. До сих пор самый большой фурор произвели показания молодого риелтора Олега Угрика, который назвал выступление панк-рокерш "объявлением войны", - пишет автор, добавляя, что автором подобных формулировок может выступать сам патриарх Кирилл. Дело в том, что "предстоятель РПЦ подозревает, что за панк-молебном стоят силы, заинтересованные в крестовом походе против Православной церкви, традиций и морали".
Девушки признали "этической ошибкой" выступление в храме, указав на то, что их акция задумывалась лишь как протест против Путина и неприкрытой поддержки, которую оказывает ему РПЦ. Это признание, отмечает комментатор, руководство Церкви не тронуло, при этом даже критики панк-молебна в ХХС считают, что РПЦ хочет создать прецедент.
"Демонизация мнимых врагов Церкви на руку ее главе, в том числе и на фоне того, что РПЦ в последнее время не раз оказывалась мишенью для критики", - пишет комментатор, указывая как на фактически неприкрытую поддержку Кириллом Владимира Путина в преддверии президентских выборов, так и на неприятный инцидент со швейцарскими часами, зеркальное отражение которых не было удалено на фото - в отличие от самих часов на руке предстоятеля. "Скромность и смирение не входят в число добродетелей патриарха Кирилла, о чьей тяге к роскоши уже давно ходит молва", - пишет автор.
Эпизод с часами, говорится в статье, напомнил о старых слухах, согласно которым Московский Патриархат в 1990-е годы активно занимался импортом алкогольной и табачной продукции, пользуясь привилегиями, предоставленными РПЦ еще при Ельцине. В свое время РПЦ пыталась наладить бизнес и в банковском секторе, а также пробовала свои силы в сельском хозяйстве. Однако была вынуждена прекратить подобного рода коммерческую деятельность, столкнувшись с недовольством паствы.
"Российские оппозиционные СМИ находят все новые доказательства бизнес-деятельности РПЦ. Так, под тем же ХХС расположены торговый центр и автомойка. Если учесть, с каким размахом идет торговля всякого рода церковными сувенирами, то получается не так много места собственно для богослужений", - пишет автор, ссылаясь на оппозиционную "Новую газету". Помимо этого, РПЦ получает финансовую помощь от таких крупных концернов, как "Газпром" и "Лукойл".
"Тесные связи между Церковью и государством в России традиционны. (...) Церковь никогда не имела дела с обществом, где бы царил плюрализм", - замечает в заключение автор статьи.
Frankfurter Allgemeine