Над Сирией продолжают сгущаться тучи. Пока войска Асада штурмуют экономическую столицу государства, город Алеппо, позиции заокеанских "Друзей Сирии" становятся день ото дня жестче, а Турция подтягивает к своей границе танки. Накануне российское руководство признало, что ситуация в Сирии стала "чрезвычайной". Вслед за Россией и сам Башар Асад объявил, что против его страны развязана война. И хотя сирийский президент отдельно отметил, что это война информационная, в западную прессу, работающую будто бы в режиме глухого телефона, попало лишь первого слово из цитаты Асада. Это, собственно, подтверждает правоту сирийского президента: любое заметное событие в этом конфликте, пройдя через информационные фильтры СМИ, часто приобретает противоположный смысл.
Российская журналистка, редактор Syrianews.ru Елена Громова, находящаяся в гуще событий и своими глазами наблюдающая за их развитием, рассказала корреспонденту Накануне.RU, чьими на самом деле могли быть захваченные боевиками в Алеппо "трофейные танки", какие беженцы скапливаются в турецких лагерях и где боевики достают ставшие уже символами арабских революций "Тойоты с пулеметами".
Вопрос: Елена, насколько соответствует истине информация, что в Дамаске сейчас ситуация стабилизировалась, стрелять перестали, а Мидан и остальные кварталы приводят в порядок после боев? Как вели себя боевики в захваченных районах?
Елена Громова: Информация о том, что в Дамаске стабилизировалась ситуация, соответствует действительности. Жизнь возвращается в нормальное русло. Хотя иногда на окраинах города еще бывают отдельные стычки, и армия уничтожает бандитские гнезда. На днях в пригороде Дамаска Артузе армия с помощью местных жителей уничтожила одно такое гнездо - и в результате некоторые террористы были уничтожены, несколько десятков арестовано, у них были изъяты боеприпасы. И подобные стычки случаются, но в целом в Дамаске спокойно.
Квартал Мидан пострадал, конечно, от боестолкновений, но волонтеры налаживают там нормальную жизнь - убирают улицы, сажают деревья, замазывают ругательные надписи, сделанные террористами. Хотя залечить полностью раны потребует значительных усилий, но жители квартала, в основном, вернулись в свои дома. В захваченных районах боевики вели себя так, как обычно и ведут себя бандиты. Выгоняли людей из квартир, потому что квартира им приглянулась для осуществления их целей - скажем, удачно расположена и туда хорошо посадить снайпера. Врывались и под угрозой смерти захватывали понравившуюся квартиру. Изымали у людей машины - якобы, для нужд так называемой "революции". Убивали сторонников Башара Асада.
Я побывала с журналистами в Мидане сразу после зачистки и видела страшное зрелище - в одной из разгромленных квартир было три обгоревших трупа. В общем, все это уже знакомо, все это уже бывало в истории - достаточно вспомнить, как фашисты вели себя в оккупированных городах и селах. И еще про Дамаск хотелось бы добавить - 4 августа я была в зачищенном квартале Тадамун, и там обнаружено захоронение убитых боевиками людей - при нас вытащили 9 тел, из них 3 женщины, а когда мы уезжали, там еще оставались трупы и работали сотрудники - вытаскивали их. Передают, что в этой яме для строительного мусора найдено 20 человек.
Вопрос: Насколько сильно пострадали кварталы, в которых шли бои? Как это отразилось на мирных жителях этого района? Есть ли жертвы?
Елена Громова: Мидан пострадал, и достаточно сильно пострадал. Хотя здания, в основном, все же подлежат восстановлению. Многие люди были вынуждены бежать из своих домов - как я уже говорила, бандиты заставляли их оставлять квартиры под угрозой оружия. Очень много разрушенных и сожженных автомобилей, абсолютно не подлежащих восстановлению. Много разгромленных и разграбленных бандитами магазинов. Есть и жертвы - как среди солдат, так и мирных жителей - сторонников Асада. Убитых боевиков я за жертвы не считаю - они сами хотели этого, сами несли смерть и разруху в сирийскую столицу.
Вопрос: Как сейчас складывается ситуация в Алеппо? На какой стадии контртеррористическая операция? Есть ли данные о потерях сторон?
Елена Громова: К сожалению, в Алеппо попасть сейчас очень трудно - раньше было 6 часов езды на автобусе, сейчас все 10 - автобус объезжает опасные участки дорог. Не попасть просто так и на самолете - дорога из аэропорта простреливается снайперами, и поэтому, как мне стало известно, российских журналистов не выпустили из здания аэропорта, и им пришлось вернуться в Дамаск. О ситуации в Алеппо могу судить только по скупым сообщениям и западной, и российской прессы, сирийского информационного агентства САНА и по свидетельствам очевидцев. Я общаюсь с людьми из Алеппо в просирийских группах в соцсетях. Но слежу очень активн, - ситуация меня очень волнует, и я понимаю - ни в коем случае нельзя позволить себе потерять Алеппо. Иначе Запад создаст там "второй Бенгази".
До выходных армия освободила квартал Салахаддин. Жители квартала встречали солдат цветами. Медленно, но верно шла зачистка еще нескольких кварталов. Боевики склонны сильно преувеличивать свои успехи - они заявляли, будто бы 50, а то и 60% города захвачено ими. Однако, это не так. Алеппо – большой город, и речь идет о 5 районах на окраинах - Саххур, Эль-Мейсар, Ханнану, Кади Аскар и Шаар.
На выходных после освобождения района Салахаддин бандиты, к сожалению, опять прорвались туда. Но сейчас еще туда дополнительно подтянулась армия и начата большая зачистка. А 3 августа ночью "крысы" попытались захватить здание телевидения в Алеппо, но ничего у них не вышло, они понесли большие потери.
Террористы несут большие потери - счет на тысячи. Многие сами сдаются в плен. Конечно, к сожалению, есть потери и среди сирийской армии, но они раз в десять меньше, чем среди террористов - все-таки армия воюет лучше, чем этот сброд из полувоенных формирований, хотя там есть и опытные обученные убийцы.
Вопрос: Если верить западной прессе, операция в Алеппо тяжело дается войскам САР, Вы согласны с такой оценкой?
Елена Громова: Конечно, солдатам приходится тяжело. Ведь против них опытные джихадисты - сброд, собранный с Ливии, Афганистана, наемники из Египта, Туниса... Ну и, конечно, местные криминальные элементы и просто проплаченные молодчики с промытыми мозгами. Понятно, что потеря каждого солдата - огромная боль для Сирии. Но местное население Алеппо, в основном, поддерживает армию и оказывает посильное содействие в преследовании террористов. Поэтому можно сказать, что боевикам еще тяжелее - ведь у них нет поддержки народа, а наоборот, их ненавидят.
Вопрос: Действительно ли в боях за Алеппо используется авиация? Бомбят ли самолеты и артиллерия сам город? Какую тактику применяют войска САР и формирования боевиков?
Елена Громова: Армия никогда не бомбит, если там есть мирное население. Авиация используется только там, где никаких мирных жителей нет. Не в городе, а на подступах к нему, где нет жилых домов. Войска окружили мятежные кварталы и потихоньку вытесняют из них мятежников. Дело в том, что армия очень бережно относится к мирному населению, и до тех пор, пока есть риск гибели гражданских, не применяет артиллерию. Бандиты же пользуются тем, что засели в густонаселенных районах. Поэтому армия старается эвакуировать мирных жителей, чтобы у нее не были связаны руки. Боевики же прикрываются мирным населением, как живым щитом. Кроме того, как мне рассказывали жители Алеппо, бандиты несколько раз попытались сделать вылазки в разных местах города - напасть на штаб-квартиру партии БААС, на больницы, на государственные учреждения, в частности, на здание суда. Но всякий раз подобные вылазки для бандитов заканчивались неудачей и потерями.
Вопрос: Кажется, первый раз с момента обострения ситуации в Сирии, поступила информация о том, что боевики пересели на ставшие уже традиционными для "арабской весны" "Тойоты с пулеметами", есть ли еще какие либо данные о том, что боевики перевооружаются? Есть ли у них бронетехника и тому подобное?
Елена Громова: Боевики используют обычные автомобили, оснащая их пулеметами. Причем, они часто отбирают эти машины у мирных жителей под угрозой оружия - уже тысячи водителей пострадали от подобного наглого грабежа. Армия уничтожила уже немало таких колонн. Что же касается бронетехники - это блеф мятежников. Несколько дней назад они сообщили, будто бы захватили КПП и забрали трофейные танки. Однако, как сообщили знающие люди из военных, это был заброшенный КПП, и там стояли три сломанных танка. Для того, чтобы придать какую-то видимость своему блефу, боевики распространяли в соцсетях, в частности, на фейсбуке, фотографию, где они якобы едут на танках, но оказалось, что эта фотография - из Южной Осетии.
Вопрос: Соответствовала ли действительности информация о голоде в Алеппо, ставшим следствием контртеррористической операции? Из-за чего это произошло? Как сейчас разрешилась эта ситуация? Наблюдается ли подобное в остальных городах, где шли бои? В Хомсе, Дамаске? Как на мирных жителях отразилась эта операция в Алеппо?
Елена Громова: О каком-то страшном голоде говорить не приходится. Случаев смерти от голода не зафиксировано. Но определенные трудности есть. Могу судить по Дамаску - когда были активные столкновения, то даже в центре, где боев не было, многие магазины были закрыты, хотя какой-никакой еды все равно можно было купить. Но в тех районах, где шли бои, магазины были закрыты, разве что пара отчаянных торговцев на весь район работала. Многие люди, которым повезло и которых бандиты не выгнали их из квартир, боялись нос высунуть на улицу, даже чтобы добраться до редкой работающей торговой точки - использовали съестные припасы, которые есть дома. Но в Дамаске это длилось недолго. А вот в Хомсе некоторые районы опустели из-за того, что там долго были боевики, и некоторые до сих пор простреливаются снайперами - армия доставляет немногим оставшимся людям продовольствие. Хуже тем людям, которые остаются в еще не зачищенных районах - у них практически нет возможности ни выйти, ни достать продовольствие - боевики используют их в качестве живого щита и им перепадает только то, что боевики подкинут. Часть людей сумели спастись благодаря усилиям Комиссии по примирению - и они выходили измученными и сильно исхудалыми.
Вопрос: В хронике боев в Алеппо мы часто можем встретить упоминание о том, что армия пыталась перекрыть коридор, по которому боевики получают подкрепление. Что это за коридор? Боевиков поддерживает мирное население или этот коридор поддерживается из-за границы?
Елена Громова: Местное население не поддерживает боевиков. А вот со стороны Турции им идет активная помощь. И, конечно, армия прикладывает все усилия, чтобы перекрыть этот коридор, чтобы лишить мятежников, действующих против прекрасного города Алеппо, турецкой помощи, борьба эта идет с переменным успехом.
Вопрос: Может ли армия, после того как ей удастся подавить боевиков, которые уже сейчас находятся на территории Сирии, гарантировать, что через границу переберутся новые и конфликт снова разгорится?
Елена Громова: К сожалению, это трудно гарантировать, особенно на турецкой границе. Помощь мятежникам идет также с территории Ливана. Хотя официальный Ливан не поддерживает мятежников, но там есть силы, связанные с сыном бывшего премьер-министра Рафика Харири, и эти силы активно помогают боевикам. Конечно, армия борется с этим, и почти каждый день поступают сводки о том, что предотвращено вторжение со стороны Турции или Ливана, что перехвачена партия контрабандного оружия.
Вопрос: Асад обратился к сирийцам с заявлением о том, что в стране идет война и, более того, наступил ее решающий этап. Как Вы оцениваете это заявление и готовы ли к войне сирийцы?
Елена Громова: Слова Асада были вырваны из контекста и препарированы западной прессой по-своему. Он говорил о террористическом заговоре против Сирии и об информационной войне, развязанной против страны. Конечно, Запад и особенно США могут развязать против Сирии страшную войну. Тут уж, как говорится, готов или не готов - война не спросит. У патриотов есть только один выбор - защищать Отечество, какой бы неравной ни была эта война.
Вопрос: Накануне Турция провела военные учения на границе с Сирией, насколько вероятна война между Сирией и Турцией, прокомментируйте также развитие отношений между этими странами.
Елена Громова: До всех этих событий между Сирией и Турцией были, в целом, нормальные отношения. Хотя Турция периодически делала антисирийские заявления, так как подозревала Сирию в поддержке курдов, но, тем не менее, между странами были развиты торговые, экономические отношения. А сейчас Турция хочет выслужиться перед партнерами из НАТО, а особенно, перед США. Не исключено также и давление США на сирийскую элиту.
Сейчас отношения Сирии и Турции можно назвать враждебными. Именно Турция оказывает помощь боевикам. Именно от Турции исходят самые агрессивные антисирийские заявления и угрозы. Причем, трудно объяснить это "борьбой за демократию", так как Турция, борющаяся за демократию - это нонсенс, учитывая хотя бы то, как она обращается с курдами, с коммунистами, с теми, кто сочувствует курдам. Можно привести такой пример: когда в Турции проходила встреча так называемых "Друзей Сирии", против этой антисирийской встречи была демонстрация. И эта демонстрация была зверски разогнана с применением водометов и резиновых пуль. Вот такие "демократы", вот такие "друзья Сирии". Но я думаю, что Турция, все же, не решится на открытую войну с Сирией, особенно в одиночку, без поддержки НАТО. У нее была хорошая возможность проверить на своем собственном самолете, как эффективна сирийская система ПВО. И хотя Эрдоган грозился войной, но не пошел в открытое столкновение. Кроме того, Иран предупредил Турцию о том, что не оставит безнаказанным нападение на Сирию - между Сирией и Ираном есть договор о взаимопомощи на случай войны.
Но ясно, что Турция, не идя на полномасштабную войну, будет и впредь поддерживать бандитов на территории Сирии. Кроме того, если все же военная агрессия НАТО на Сирию начнется, то Турция будет принимать в ней активное участие. Например, в турецкой газете "Yurt” появилась публикация о том, что террористы, говорящие на турецком языке, пересекли границу и напали на полицейский участок в сирийской деревне Аш-Шаабания. На сайте газеты было соответствующее видео. Также в лагерях, которые Турция выдает за лагеря беженцев, на самом деле живут и тренируются бандиты, которые с помощью турецких спецслужб часто пересекают границу и совершают преступления на территории Сирии. Однако, в Турции много здравомыслящих людей, которые выступают против поддержки боевиков и, конечно же, против войны. Писатели, публицисты часто публикуют в турецкой прессе призывы к Эрдогану прекратить антисирийские действия. Например, турецкий публицист Орхан Бурсали опубликовал в газете "Джумхуриет” статью, где отметил, что Эрдоган занял проамериканскую позицию, которая идет вразрез с интересами турецкого народа - ведь турецкий и сирийский народ связывают братские отношения. Но вряд ли трезвые призывы будут услышаны правительством Эрдогана. Вспомнить хотя бы ситуацию с Ливией - Эрдоган вначале клялся и божился, что "Турция не поднимет руки на ливийский народ", а затем Турция принимала активное участие в агрессии против Ливии. Видимо, для Эрдогана благосклонность заокеанских хозяев дороже всех братских отношений.