Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
На прошлой неделе британский аналитический центр (Королевский институт
объединенных служб по исследованиям в области обороны и безопасности)
опубликовал результаты брифинга, посвященного сирийскому кризису. Отчет
включал в себя ряд значимых положений о том, как западный институт,
занимающийся исследованием проблем безопасности, воспринимает Ближний
Восток после «арабской весны».
Участники брифинга были единодушны
во мнении о том, что возможность дипломатического решения в Сирии
потерпела провал, и кризис теперь не связан с Асадом и тем, как он будет
свергнут. Сегодня урегулирование кризиса зависит от того, к каким
последствиям для региона приведет воспламенившаяся и охватившая всю
страну гражданская война представителей разных мазхабов. События в Сирии
оказали влияние даже на стабильность Ливана, в котором есть вооруженные
отряды Хезболлы, открыто поддерживающие Асада и подпитываемые им.
В
отчете рассматриваются все возможности вмешательства Запада в Сирии.
Согласно отчету, даже если «в нескольких западных столицах»
продемонстрируют готовность к внешнему вмешательству, вероятность полной
оккупации, якобы, не принимается в расчет. Дело не только в том, что
Россия и Китай непременно используют свое право вето против такого
намерения. Оппозиционные группы слишком раздроблены, чтобы составить
альтернативный режим, который отличался бы стабильностью, и в результате
оккупационные силы могут столкнуться с длительным сопротивлением в
Сирии.
Тем не менее, запасы химического оружия Сирии
предположительно в объеме 1000 тонн и вероятность его захвата
международными террористическими группами по-прежнему остаются
оправданием возможного военного вмешательства в случае необходимости.
В
настоящее время в Восточном Средиземноморье присутствуют английские
военно-морские силы. В отчете сообщается, что в Средиземном море также
находятся военные суда России и Ирана с целью обеспечить режим оружием и
одновременно оказать помощь в преодолении санкций, и рассматриваются
возможности осуществления блокады с моря.
Также на брифинге
обсуждалось образование «безопасного региона» в Идлибе, неподалеку от
турецкой границы, который бы объединил силы оппозиции. Такую меру отчет
расценивает как «открыто граничащую с военными санкциями».
***
Очевидно,
что Запад не бездействует, лишь обсуждая, что предпринять; в
действительности специальные силы Великобритании, Франции и США в
течение нескольких месяцев проводят в Сирии операции.
«Скрытые от
радара» операции включают предоставление оружия и информации оппозиции,
оказание ей финансовой поддержки, саботаж, провокацию столкновений и
поддержание разобщенности. Наряду с этим агенты ЦРУ на юге Турции
активно вмешиваются в обеспечение контроля над получением вооружений из
Саудовской Аравии и Катара непосредственно повстанцами, а не
международными «джихадовцами», в значительной степени «эксплуатирующими»
конфликт в Сирии в своих интересах.
Тем временем активно
обсуждаются варианты решения сирийского кризиса, и в некоторых
комментариях высказываются предположения, что Запад может извлечь выгоду
в этом вопросе. Западные страны не желают наличия в регионе сильных
режимов, которые смогут воспрепятствовать их запросам в стратегической
коммуникации и доступе к нефтяным ресурсам. В категорию таких сильных
режимов входила Ливия Каддафи, а ныне – Сирия Асада, а также Иран.
В
период французского мандата с 1921 по 1936 гг. Сирия была поделена на 5
эялетов в зависимости от этнической и мазхабной принадлежности. Принцип
колониального периода «разделяй и властвуй» был хорошо понятным, однако
он в то же время является ключевым пунктом «плана Бернарда Льюиса»,
предложенного легендарным историком и специалистом по Ближнему Востоку
как ответ Исламской революции в Иране в 1979 г. Когда в регионе был
потерян важный союзник – иранский шах, Льюис предложил США скрытую
внешнюю политику, которая должна была эффективно поддерживать группы
меньшинств в борьбе за национальную независимость, чтобы разделить
Ближний Восток на мелкие конфликтующие государства.
Как только
французский мандат подошел к концу, сирийский народ предпочел
плюралистичное светское государство, которое гарантировало бы права всех
меньшинств. На сегодняшний день сирийский народ снова на грани раздела.
Курды на севере Сирии воспользовались существующими беспорядками для
обеспечения контроля над 5 вилайетами и стремятся к автономии - подобно
иракским курдам. В то же время говорится о создании отдельного
государства алавитов. Три суннитских вилайета также требуют
независимости.
Это - только часть регионального движения. Ирак, с
прогрессирующим на севере страны курдским государством, шиитами на юге и
суннитами на западе и северо-западе де-факто пережил территориальный
раздел. Наряду с военными силами, назначенными Асадом с целью справиться
с восстанием, и атмосферой межмазхабного противостояния, опасности и
страха, появились организации и силы ополчения, которые стремятся
противостоять возникающим условиям. Вспыхнувшая при практически
аналогичных условиях гражданская война в Ливане продлилась 15 лет. В то
время, как население Ливана насчитывает 5 млн чел., в Сирии проживает 23
млн, и гражданская война в Сирии способна превратиться в кошмар длиною в
несколько десятилетий.
В Турции и Иране наблюдается подобная
напряженность между суннитами, шиитами, курдами и другими национальными
меньшинствами. В то время как остается реальной опасность превращения
сирийского кризиса в международный конфликт в результате конфронтации
между режимом Асада с Ираном, Хезболлой и Ираком и повстанцами с
Саудовской Аравией, Турцией и другими суннитскими государствами, также
постепенно возрастает угроза возможности выхода гражданского мазхабного
конфликта за пределы государства.
Не стану утверждать, что Запад
не провоцирует взятый в Сирии курс на разделение, как и ставшую этому
причиной напряженность. Прискорбно, что это делают сами народы в
регионе.