Газета "Наш Мир" br>
«Креативный и инициативный работник, который ищет место в
консалтинге», – так описывает себя Клод. «Креативный работник 2.0,
который доступен для удаленной работы», – говорит о себе Грегуар. В
профессиональных социальных сетях типа Linkedin таких «креативщиков»
легион.
Десять лет назад Великобритания стала первой страной,
которая дала им официальное определение. Креативные сферы промышленности
опираются на «индивидуальные творческие способности, умения и талант, а
также обладают потенциалом для создания богатств и рабочих мест путем
производства и использования интеллектуальной собственности»
(Министерство культуры, информации и спорта, 2001 год), отмечает сайт
Métropolitiques.
В то же самое время по другую сторону Атлантики
Ричард Флорида (Richard Florida) выпустил книгу «Подъем креативного
класса», которая сейчас отмечает свое десятилетие выходом обновленной
версии. «Всем тем, кто принимает решения в экономике, совершенно
необходимо прочитать ее», – пишет Дилан Джонс-Эванс (Dylan Jones-Evans) в
The Wales Online. Дело в том, что основную мысль этой книги можно
свести к следующей фразе: «Доступность творческих людей значит для
современных предприятий то же самое, что доступность угля и железа для
черной металлургии».
По
его словам, 30% американцев входят в число «креативных работников», к
которым относятся ученые, инженеры, архитекторы, дизайнеры, артисты… «То
есть, все люди, задача которых заключается в создании новых идей, новых
технологий и творческого контента», - пишет он. Business Insider идет
еще дальше и отмечает, что подъем этого класса объясняется протестом
молодежи против финансовой системы Уолл-стрит. Эта молодежь пытается
выразить себя в повседневной работе и стремится не только к большей
зарплате. «В офисах можно все чаще встретить татуировки и пирсинг,
потому что мозг - важнее внешнего вида», - пишет Эшли Луц (Asley Lutz).
Как
отметил сам Ричард Флорида в интервью The Seatle Times, экономический
кризис стал поворотным моментом для этой категории работников, так как
пролил свет на ограничения фордизма, который рассматривал сотрудников
как материал для строительства домов с помощью ипотечных финансов. По
его словам, «пузырь лопнул», и прийти в себя мы сможем только через одно
или два поколения. Но пока что «мы разобщены. И рабочие не скрывают
злости при виде преимуществ и престижа креативщиков». К этим
преимуществам можно отнести в том числе и занятость: экономический
кризис затронул креативщиков вдвое меньше тех, кому приходится работать
своими руками…
Развитие творческого направления в университетах
Если
креативщики воплощают в себе будущее предприятий (в 2010 году в
парижском регионе на них уже приходилось 3% всех рабочих мест), почему у
нас не уделяют больше внимания творческой подготовке? Именно такой
вопрос поставил перед собой крупный производитель ПО Adobe. Как следует
из обнародованного компанией в начале июля исследования, 78% сотрудников
полагают, что креативность – это залог экономического роста, однако 80%
из них уверены, что от них прежде всего требуется производительность, а
не творческий подход.
Половина
всех сотрудников говорят, что на работе им предлагают быть креативными,
но лишь 31% полагают, что действительно используют свой потенциал.
Треть работников отмечают, что им не хватает времени на размышления и
что им нужно время на создание новых концепций. Как, например, в
поисковом гиганте Google, который один день в неделю позволяет
сотрудникам работать над проектами по собственному выбору… Эта
инициатива дала компании половину всех созданных в ней разработок.
Тем
не менее, вина лежит не на одних предприятиях. В 2007 году эксперт по
образованию Кен Робинсон (Ken Robinson) отметил, что школы не в
состоянии выявить, и тем более - развить таланты своих учеников. По его
словам, «людей учат так, чтобы они отказались от творческих задатков».
С
таким мнением согласен и Ричард Флорида. Он считает, что школа по сей
день отвечает на поставленную в XIX веке задачу: подготовить рабочих.
Кроме того, он отмечает, что в городах с инновационными университетами
дела обстоят заметно лучше: «Главное – вложить средства в университеты.
Основное отличие между Портлендом и Сиэтлом (колыбель Boeing, Microsoft,
Amazon и Starbucks, прим. ред.) заключается в том, что в последнем
существует образовательное учреждение международного уровня».
Советы для креативщиков
Если
вы уже окончили университет (в Сиэтле или где-то еще), не волнуйтесь:
вы все еще можете развить в себе творческую жилку. Ричард Флорида
отметил три ключевых момента креативности на предприятиях:
индивидуальность (она позволяет вам выделиться на фоне других), заслуги
(стремление упорно и хорошо работать) и открытость к окружающим (для
создания приятной для всех атмосферы).
Хотя писатель Рита Мэй
Браун (Rita Mae Brown) говорила, что «креативность рождается из доверия:
доверяйте своим инстинктам», предлагаем вам еще несколько полезных
советов от Jackson Free Press:
- Будьте любознательны. Задавайте
себе простые вопросы, например: «Как я мог бы упростить этот процесс?»
Затем остается лишь собрать воедино кусочки мозаики.
- Будьте
организованны. Вдохновение не приходит просто так. Выделяйте себе время
(например, 15 минут в день), чтобы поразмышлять о ваших проектах или
занимающих вас вопросах, не думайте исключительно о производительности.
- Воспринимайте каждый проект как полезный опыт. Как говорится, на ошибках учатся…
-
Не бойтесь неизвестности. Быть креативным значит не знать, как в
дальнейшем будет развиваться проект или какую новую технику придется
изучить.
|