Месяц интенсивных переговоров окончился ничем – страны мира не смогли утвердить договор о торговле оружием. Причем провалили его не маргиналы вроде Ирана, Сирии, Кубы и Северной Кореи, а столпы международного сообщества - США и Россия. Для инициаторов договора такой поворот оказался неожиданным.
Несмотря на огромное количество международных правил торговли, в мире до сих пор не существует рычагов, регулирующих продажу неядерного оружия, годовой оборот которого оценивается в 60 миллиардов долларов. От прямых и косвенных последствий незаконного оборота вооружений страдают миллионы людей. Необходимость подобного документа отмечалась в ООН еще в 2006 году, но только сейчас его текст был представлен на обсуждение.
Авторы сочли важным, чтобы договор проводился в жизнь на уровне государств, затрагивал все виды неядерных вооружений, включая стрелковое оружие, легкие вооружения, боеприпасы и связанные с вооружениями технологии, а также содержал положения по правам человека и международному гуманитарному праву. Страны-участницы договора обязуются запретить продажу оружия, если имеется высокая вероятность его использования для актов геноцида, преступлений против человечности, военных преступлений, серьезных нарушений прав человека, терактов или деятельности организованных преступных группировок. Каждая страна будет самостоятельно осуществлять мониторинг оружейных сделок и осуществление поставок по уже заключенным контрактам.
В первом варианте текста учтены не все моменты – например, в нем ничего не говорится о безвозмездной передаче оружия или о продаже вооружений по договорам обороны. Тем не менее, большинство из 193 стран – участниц переговоров были готовы его принять. За скорейшее подписание документа выступали европейцы, а также государства Африки и Латинской Америки, больше всего страдающие от региональных конфликтов и беспредела на черном рынке оружия.
США сперва настояли на том, что договор должен быть одобрен всеми участниками без исключения, а затем потребовали отсрочки для более внимательного изучения текста. Это заявление вызвало «эффект домино». Вслед за Штатами то же условие выдвинули Россия и Китай. Накануне открытия конференции стало известно, что Россия хочет ограничить действие договора лишь легким и стрелковым оружием. Позже США, Китай, Сирия, Иран и Египет потребовали исключить ограничения на торговлю боеприпасами. Свои замечания высказали Алжир, Северная Корея, Венесуэла и Куба.
США, которые экспортируют, по разным данным, от 30% до 40% всех вооружений в мире, до недавнего времени вообще отказывались от идеи ограничения оружейного рынка. Их участие в подобном обсуждении стало возможным лишь с приходом к власти Барака Обамы.
Но и Обама, авансом получивший от международного сообщества Нобелевскую премию мира, остерегается одобрить подобный документ накануне президентских выборов. Формально его останавливает противодействие Сената, который считает, что договор ущемляет конституционное право граждан США на владение огнестрельным оружием. Сенаторы грозятся проголосовать против договора, хотя он не предусматривает вмешательства во внутреннюю торговлю оружием и правила владения оружием гражданскими лицами. Выступает против договора и весьма влиятельная американская Национальная оружейная ассоциация. Но главная причина колебаний Вашингтона состоит, вероятно, в том, что Обама не хочет в разгар избирательной кампании настраивать против себя военно-промышленное лобби.
Причины противодействия России, похоже, лежат в той же плоскости. Хотя выборы там уже прошли, но военно-промышленный сектор всегда стоит на страже своих интересов. РФ занимает второе место после США по продаже вооружений и контролирует около четверти оружейного рынка.
Главный камень преткновения для Москвы – статья договора, запрещающая продажу оружия режимам, нарушающим права человека. Именно к таким режимам ООН относит многих партнеров России. Россия и Китай вообще стремятся ограничить количество апелляций к гуманитарному праву в тексте документа.
Со своей стороны, Москва потребовала включить в договор пункт о том, что поставки вооружений могут осуществлять только государственные организации. С этим не могут согласиться США и страны Западной Европы, где торговлей оружием занимаются многие частные компании.
Судьбу договора будет решать Генеральная Ассамблея ООН, которая состоится в сентябре. Но вряд ли ситуация изменится до выборов в США, то есть до ноября нынешнего года. Да и после этого шансов на утверждение договора не так много. Ведущие игроки на оружейном рынке не хотят поступиться своими интересами, даже если их идеология строится на гуманистических ценностях. Мир пока не готов даже контролировать торговлю оружием, не говоря уж об ее ограничении.