Исход сирийского кризиса определит сроки возможного удара США и Израиля по Ирану.
Запад уже окончательно похоронил действующий сирийский режим, и теперь все чаще стали звучать слова о возможном военном ударе по Ирану. Похоже, что Сирия является прелюдией и своеобразным плацдармом для атаки на Иран, и от того, как быстро разрешится сирийский кризис, зависят сроки операции против исламской республики. США и Израиль пока говорят о военной операции против Ирана только в гипотетическом ключе, но с каждым днем их заявления становятся все жестче.
В частности, это продемонстрировал недавний визит на Ближний Восток главы Пентагона Леона Панетты. В Израиле шеф американского военного ведомства провел переговоры с премьер-министром Биньямином Нетаньяху и своим коллегой Эхудом Бараком. По итогам переговоров Панетта открыто заявил, что США готовы использовать военную силу против Ирана, если дипломатические усилия и санкции исчерпают себя.
При этом глава Пентагона отметил, что до сих пор остаются шансы урегулировать ситуацию вокруг иранского "ядерного досье" мирными средствами, но оговорился, что решение этой проблемы предполагает использование "любых средств". "На случай, если иранцы продолжат разработку ядерного оружия, у нас готовы варианты действий, которые мы используем, чтобы не дать им осуществить их замыслы", – сказал, в частности, Панетта.
США утверждают, что Израиль сам вправе решать, наносить ему военный удар по Ирану или нет. Но очевидно, что Вашингтон и Тель-Авив координируют политику в этом вопросе. И недавнее ближневосточное турне Панетты тому лишнее подтверждение. Так, в ходе этого визита шефа Пентагона Нетаньяху и Барак подтвердили, что Израиль занимает более жесткую позицию в отношении Ирана, чем США. В этой связи израильский премьер заявил, что времени для разрешения ситуации мирным путем остается все меньше, так как Тегеран продолжает реализацию своей военной ядерной программы.
Между тем власти Ирана подвергают сомнению способность Израиля в настоящее время нанести удар. Они считают, что Тель-Авив сейчас находится в очень слабой позиции и понимает, что этот удар будет иметь далеко идущие последствия и для самого Израиля. И действительно – раньше министр обороны Израиля призывал к скорейшему принятию действенных санкций против Ирана, которые бы покончили с иранским ядерным досье. А теперь Эхуд Барак заявляет, что "по мере того, как нарастает ядерная угроза со стороны Ирана, проблема становится еще более сложной и запутанной, требующей высокой человеческой и финансовой цены для ее решения". При этом глава израильского военного ведомства подчеркивает, что он хорошо осведомлен и знает "до глубины все проблемы и сложности, связанные с международными действиями по недопущению получения Ираном атомного оружия".
США откликнулись на призыв главы Минобороны Израиля и на прошлой неделе обнародовали новый пакет санкций против Тегерана. Карательные меры были введены против нефтяных и нефтехимических компаний Ирана, а также его Центрального банка. То есть, эти очередные санкции дублируют ранее введенные Евросоюзом ограничения и подразумевают ужесточение запрета на покупку американскими компаниями продукции иранской нефтехимической промышленности. Вводится запрет на ведение деловых отношений с Национальной иранской нефтяной компанией и Иранской компанией по международной торговле нефтью. Помимо этого американцам отныне запрещается проводить финансовые операции с Центробанком Ирана. Также санкции введены против двух иностранных банков – китайского Банка "Куньлунь" и иракского Исламского банка "Элаф".
Однако режим санкций пока не приносит ожидаемых результатов и бьет в первую очередь по компаниям в Евросоюзе и США, которые вынуждены отказаться от сотрудничества с Ираном. "Мы живем в условиях санкций и заявляем, что они не являются эффективным инструментом. Те, кто вводит санкции, должны думать о своих интересах, потому что для этих стран ущерб может быть большим", – заявил в конце прошлой недели побывавший в Москве заместитель главы МИД Ирана по ближневосточной тематике Хосейн Амир Абдоллахиян.
И его слова находят свое подтверждение. Так, автоконцерн "Пежо-Ситроен" в настоящее время вынужден закрыть ряд заводов во Франции и сократить восемь тысяч рабочих мест. Одной из причин такого шага стали санкции против Ирана и невозможность поставлять продукцию на иранский рынок, который является вторым по объемам для "Пежо-Ситроен" после французского.
Иранский вопрос в последнее время активно используется и в американской предвыборной кампании. Если действующий президент Барак Обама занимает относительно сдержанную позицию, допуская возможность военной операции и внешне дистанцируясь от жесткой риторики Израиля, то претендент на пост кандидата в президенты США от Республиканской партии Митт Ромни открыто поддерживает планы Израиля по нанесению ударов по Ирану для прекращения ядерной программы Тегерана. Недавно он побывал в Израиле и пообещал руководству этой страны "не отворачиваться от иранской проблемы".
Пока США и Израиль обсуждают возможность военной операции против Ирана, официальный Тегеран продолжает игру в кошки-мышки и демонстрацию силы. С одной стороны, иранское руководство заверяет в готовности продолжить переговоры с "шестеркой" по своему "ядерному досье", а с другой – продолжает проводить испытания баллистических ракет. В минувшие выходные, например, иранские военные провели успешное испытание усовершенствованной баллистической ракеты малой дальности "Фатех-110", которая может поражать цели дальностью в 300 километров.
Так или иначе, но становится все более очевидно, что развязка вокруг иранского "ядерного досье" может наступить только после разрешения сирийского кризиса. Сирия может стать для США и их союзников идеальным плацдармом для удара по Ирану.
Андрей Лавров