Ученые из французского института информатики и автоматики (INRIA), обнаружили, по-видимому, способ точной идентифицикации пользователей Сети. По мнению исследователей, история запросов в браузере пользователя по своей уникальности сопоставима с отпечатками его пальцев.
Для анализа ученые использовали истории запросов более 350 тысяч пользователей. Данные были получены с помощью сайта, предоставлявшего всем желающим услуги по определению риска несанкционированного доступа к личной истории пользователя в браузере. Для решения этой задачи на сайте была организована автоматическая проверка содержания историй; по итогам проверки посетители получали рекомендации по снижению рисков взлома личной истории в браузере и созданию оптимального приватного режима.
Собранную информацию ученые проанализировали, сопоставив для каждого из участников исследования комбинации его запросов и частоту посещения различных сайтов. Полученные результаты впечатляют: оказалось, что большинство из нас (около 70%) с точностью до 97% случаев точно определяется по факту и частоте просмотра всего 4-х (уникальных для каждого из нас) сайтов. Причем значительная часть испытуемых (около 40%) продемонстрировала, кроме уже отмеченного, и заметный консерватизм: пройдя повторное исследование через некоторое время, они подтвердили неизменность интересов, выбрав тот же набор сайтов, что и в первом исследовании.
Таким образом, следуя своим интересам, пользователи регулярно посещают примерно один и тот же набор сайтов, и история браузера, хранящая эту уникальную информацию, может быть использована для идентификации почти каждого из нас.
Следует отметить, что разработчики большинства браузеров, уважая неприкосновенность частной жизни, блокируют возможность отслеживания историй пользователей. Так, опцию «не отслеживать», поддерживают Internet Explorer, Mozillа Firefox , Chrome. Как сообщает firefoxik.ru, в очередной версии обозревателя Mozillа Firefox обработка поисковых запросов к Google производится с использованием защищенного канала (через протокол HTTPS).
Департамент по коммерции и Федеральная торговая комиссия США (FTC), рассматривая проблему обеспечения режима приватности для пользователей Интернета, предложили добавить опцию, защищающую историю серфинга пользователя в Сети, в каждый браузер. Инициатива комиссии поддержана в настоящий момент не всеми популярными браузерами. По результатам обсуждения проблемы государственными структурами, возможно, на законодательном уровне будет принято решение обязать и разработчиков браузеров и рекламные сети поддерживать предлагаемый стандарт.
Реализация такого предложения защитит пользователей от Интернет-злоумышленников с одной стороны и от назойливой рекламы с другой. Включивший опцию приватности пользователь вместо персонализированной рекламной подборки увидит некоторый общий вариант рекламы. Маловероятно, что в этой ситуации пользователи почувствуют себя обделенными.