Газета "Наш Мир" br>
Постосманский период стал для обществ Ближнего Востока в целом
неблагоприятным. Конец османского периода, представлявшего собой самый
значительный в истории пример аграрно-бюрократической модели империи и
ставший последним политико-культурным скачком исламской цивилизации,
ознаменовал начало катастроф для региона. В буквальном смысле.
Все
мусульманские общества Ближнего Востока, даже Азии, балканского
полуострова и Кавказа, заплатили высокую цену в этот период катастроф.
Вначале они столкнулись с жестокостью экспансионизма, колониализмом и
негуманными методами Запада.
Опыт пост-колониального периода
также нельзя недооценивать. Между «нациями-государствами», образованными
при опекунстве колониальных администраций, и теми, что возникли в
результате борьбы за независимость, не было каких-либо значительных
различий с точки зрения общества, государства и межличностных отношений.
Кому принадлежит государство?
Можно
утверждать, что политические структуры, которые возникли не
естественным путем, привели к образованию в обществах Ближнего Востока
государственных форм («бюрократических или военных олигархий»), которые
постепенно обернулись для их руководства проблемами с собственными
народами.
Кризис на Ближнем Востоке и последствия для Китая
Процесс, называемый «арабской весной», отражает новую фазу
всего исторического развития на Ближнем Востоке. Рассматривать «весну»
только как восстание против существующих антидемократических режимов
было бы неверно. Невозможно расценивать происходящие в регионе события,
не придавая значения тому, что именно общества создали новую волну
социальных изменений, которая впервые за их двухвековую историю
трансформирует структуры «закрытых государств». С этой точки зрения
«весна» на Ближнем Востоке не является восстанием, также как, согласно
определенному сценарию, не имеет отношения к заговору.
Под
воздействием процесса глобализации, с одной стороны, и таких динамичных
процессов, как дифференциация, стратификация, цивилизация, - с другой,
страны ближневосточного региона стараются выйти на новый уровень
развития. В этой связи напрасны попытки связать «весну» с каким-либо
восстанием, сепаратистским движением, заговором или некой запоздалой
сталинистской структурой.
Революция на Ближнем Востоке только начинается, и свержение
правящих режимов в регионе – лишь первый шаг. Главные изменения
последуют далее. Сначала изменится государственная структура, институты,
формы их функционирования, политическая концепция, а затем – восприятие
политики народом и процедуры его участия в политике.
Влияние «весны»
Нет
ничего удивительного в поисках «курдской весны» теми, кто не замечает
источников «весны» в гражданских, демократических, либеральных основах.
Не стоит забывать, что путь от решений о создании «тюрьмы», основанной
на этнической идентичности, ведет не к «весне», а только к
претерпевающим распад режимам типа БААС.
Сегодня меняется судьба
этого региона, а происходящие события являются показателем завершения
очередной эпохи – эпохи мрачного мира авторитарных режимов,
антидемократических идеологий подобно БААС и закрытых социальных
моделей. Проживающие на данных территориях народы будут искать свое
будущее не в территориальном разделе, этнических тюрьмах, а в свободных,
демократических системах, предполагающих широкое политическое участие.
Оценивая
в этой связи события в Сирии, невозможно преодолеть смешанные чувства,
возникающие под влиянием ежедневных новостей. Те, кто поддерживает
решения власти, проливающей кровь, испытывают радость от убийств,
используемых режимом БААС для оказания давления в ряде населенных
пунктов Сирии, сохраняют позицию, унизительную с точки зрения
человеческих ценностей.
Ветры «весны» на Ближнем Востоке, еще
вчера сбив с ног Египет, а сегодня свергая диктатора в Сирии, - завтра
неизбежно уничтожат террористических лидеров. Но это будет уже другая
«весна».
|