Основать свой бизнес можно и
без бизнес-плана, считают одни. Другие уверены, что этот документ -
начало начал. Советы немецких специалистов облегчат вам старт.
Для чего нужен бизнес-план, когда можно просто рассказать о своей
задумке. Для наглядности, конечно, можно приложить пару схем и таблиц.
Именно такое распространенное мнение мешает идеям осуществиться. На
самом деле, подробный план вашей предпринимательской деятельности -
визитная карточка, которая поможет найти инвестора, убедить банк выдать
вам кредит и подстраховаться.
"Я слышал, что некоторые предприниматели обходятся без него, - говорит
Илья Крылов, основатель фирмы Zielmarkt Russland. - Однако я уверен, что
отсутствие бизнес-плана понижает вероятность того, что через три года
ваш стартап будет присутствовать на рынке, то есть возрастает риск
неудачи".
Детектор бизнеса
"Бизнес-план - очень важный этап предпринимательства, - уверен
Кристиан Юнг (Christian Jung), ведущий специалист Фонда поддержки
технологичных стартапов (High-Tech Gr?nderfonds, HTGF). - Не только для
того, чтобы найти инвесторов, но и для самих основателей. Бизнес-план
помогает выявить слабые места: может, финансирования не хватает, а
может, роли в команде распределены неправильно".
Однако молодые предприниматели зачастую пренебрегают этим документом.
Поэтому в немецких университетах студентам предлагают на выбор
специальные курсы предпринимательства. И составление бизнес-плана - один
из ключевых пунктов учебной программы. Впрочем, с 2005 года, когда был
основан Фонд поддержки технологичных стартапов, у студентов есть
возможность обратиться за помощью к его специалистам.
Идеального бизнес-плана не бывает, успокаивает Кристиан Юнг. Инвесторы,
как правило, в первую очередь решают для себя, убеждает ли их идея. А
вот бизнес-план всегда можно доработать. Но, конечно, когда он составлен
небрежно, это сразу же испортит мнение об основателе стартапа.
От идеи до сбыта
Как указано на многих немецких специализированных онлайн-порталах для
начинающих предпринимателей, в бизнес-плане должны быть расписаны
концепция бизнеса, сам продукт или услуга, отрасль, конкуренция на
рынке, концепция сбыта и маркетинга, возможности и риски, финансирование
и, разумеется, сама команда сотрудников. К классическим ошибкам
эксперты относят стратегию сбыта и анализ конкурентов. "Недостаточно
просто иметь идею, нужно уметь еще и продавать результат этой идеи, -
предупреждает Кристиан Юнг. - Другой аспект - объективный анализ рынка.
Следует знать своих конкурентов до того, как выходить на рынок".
Все это надо уместить на 30-40 страницах, так чтобы потенциальный
инвестор смог достаточно быстро оценить вашу идею. И тут уже важно не
просто слепо полагаться на написанное, а проявить личные качества. "У
предпринимателя должна быть харизма", - говорит Кристиан Юнг. Сила
убеждения, общительность и готовность решать проблемы до наступления
кризиса - эти качества не менее важны для начинающих бизнесменов.
Определи сам свою зарплату
Предсказать развитие бизнеса, который вы только начинаете, на
пять-шесть лет сложно. Поэтому эксперты рекомендуют ограничиться
среднесрочным планированием, хотя бы на два-три года. И еще один важный
момент. При планировании финансовых показателей возникнет вопрос и о
зарплате.
"Она должна соответствовать фазе развития стартапа. Если мы инвестируем
500 тысяч евро в молодую компанию, это не значит, что каждый из пяти
сотрудников получит по 100 тысяч. На таком раннем этапе для основателей
главная мотивация - доля в капитале", - считает Кристиан Юнг.