Газета "Наш Мир" br>$IMAGE-1RIGHT$
Австралийские
инженеры разработали новый лазерный датчик скорости воздуха, который
поможет предотвратить авиакатастрофы. Существующие же датчики, трубки
Пито, возможно, стали причиной крушения нескольких самолетов.
В июне 2009 года, самолет Air France Airbus A320 вошел в
Атлантический океан у берегов Бразилии, на рейс Рио-де-Жанейро - Париж
пришлось 228 жизней. В официальном расследовании авиакатастрофы
заключили, что вероятной причиной могло стать накопление льда в трубке
Пито, которая влияет на показания в автопилоте.
Доктор Шон О'Бирн и Свен Виттиг из университета Нового Южного Уэльса
разработали гиперзвуковой датчик скорости воздуха для контроля
воздушного потока в ГПВРД.
«Трубки Пито простые, дешевые и надежные, но могут давать ложные
показания, если их забивает грязь, птицы, насекомые или лед в плохую
погоду», говорит О'Бирн. «После этого следует полагаться на резервные
средства, типа GPS, которые не работают во время бури».
Новый прибор вычисляет скорость полета, используя лазеры, базой
которых является компьютерная мышь высокого класса. Датчик определяет
доплеровский сдвиг частоты фотонов в лазерном пучке, по мере поглощения
молекул кислорода в воздухе.
«Из-за того, что мы используем только луч лазера, нет никаких
физических компонентов, которые выступают в потоке воздуха», говорит
О'Бирн. «Вместо этого, они расположены за окном и встроены в нишу
самолета или фюзеляжа, где температуру можно регулировать».
«Следующий шагом станет адаптировать эту технологию для самолета и
протестировать его поведение в полете», говорит О'Бирн. Хотя эти датчики
не разработаны для замены трубок Пито, они все же станут недорогим
дополнением к трубкам, а это даст пилотам больше уверенности в своих
показаниях и поможет предотвратить крушения.
|