Газета "Наш Мир" br> Президент
Зернового союза Казахстана Нурлан Тлеубаев считает, что дни
казахстанского экспорта зерна на рынок Причерноморья практически
сочтены. Нурлан Тлеубаев поспешил заверить своих коллег из России и
Украины, что Казахстан в скором времени перестанет быть их конкурентом
по зерну в этом регионе. «Я хочу сказать своим коллегам из России и
Украины, что потерпите нас еще 12 месяцев, а с урожая 2013 года мы не
будем вашими конкурентами на Черном море», - сказал он.
Он напомнил, что с 2013 года - первого квартала 2014 года соединится
железная дорога между Турцией и Грузией, заработает железная дорога из
Казахстана через Туркменистан в Иран, активизировались поставки зерна в
Поднебесную. «Мы откажемся от транзита через Россию. У нас есть порт
Актау, наши вагоны будут проходить через Каспий, Азербайджан, Грузию и
попадут в Турцию. С завершением строительства железной дороги между
Грузией и Турцией расходы по доставке казахстанского зерна в Турцию
сократятся с 135 долларов за тонну до 41 доллара за тонну», - сказал
Тлеубаев.
Большие надежды президент Зернового союза РК возлагает на рынок
Ирана. «Несмотря на то, какой там будет строй и кто придет к власти, это
страна с большим населением, которая всегда будет потреблять зерно.
Иран, несмотря на собственное производство, всегда импортировал зерно», -
сказал Тлеубаев.
По его словам, для Казахстана Иран важен не только в качестве рынка
сбыта своего главного экспортного товара - зерна, но и как самый
короткий транзитный путь к не менее выгодным рынкам в Турцию и в регион
Персидского залива.
«Мы ждем завершения строительства железной дороги через Туркменистан
до Ирана. Кроме того, на территории самого Ирана есть железная дорога,
которая соединяет его с Турцией, которая также охотно покупает наше
зерно», - сказал Тлеубаев.
Что касается Персидского залива, по его словам, население стран этого
региона в год потребляет более 23 миллионов тонн пшеницы, и начало
транзита зерна через Иран откроет для Казахстана большие перспективы.
По словам президента Зернового союза, с 2013 года, когда заработает
вся необходимая инфраструктура, Казахстан вообще не будет поставлять
зерно через транспортный коридор Черного и Балтийского морей.
Вот такие заявления сделал недавно президент Зернового союза. Нельзя
не согласиться, что транзит казахстанского зерна через Россию к портам
Черного моря не слишком выгоден как производителям зерна, так и
трейдерам. Казахстану два года пришлось субсидировать экспорт в этом
направлении, поскольку затраты на транспортировку порой были сравнимы с
ценой самого перевозимого зерна. Получается, чтобы вывезти зерно в этом
направлении производителям нужно снижать цену до предела, а государству
еще доплачивать сверху, пишет издание «КазахЗерно.kz». Почти вся прибыль
в этом случае достается транспортной и инфраструктурной системе России.
Но других направлений тогда просто не было, да и сейчас пока нет.
Традиционный среднеазиатский рынок, к сожалению, не безразмерный. Он
значительно ограничен низкой покупательской способностью населения
среднеазиатских стран, а также попытками ограничить импорт пшеницы из
Казахстана увеличением производства местных зерновых и муки. Нужно еще
отметить искусственные ограничения. Это периодическое введение импортных
пошлин, например? Кыргызстаном, неоправданная задержка движения
зерновозов на территории Узбекистана и другие проблемы.
Но посмотрим на этот вопрос с другой стороны. Возьмем для начала
китайское направление. По оценке различных экспертов, ежегодная
потребность КНР в импорте зерна от 55 до 175 млн. тонн. Рост численности
населения приводит к росту потребления продовольствия, увеличивается
спрос на кормовое зерно, удобрения. В условиях сокращения сельхозугодий
растет спрос на орошаемые земли, пригодные для агропроизводства.
Казахстан упорно продвигает свое зерно в эту страну уже несколько
лет. Но пока результаты этих трудов и объемы экспорта зерна в эту страну
не впечатляют. Китай по-прежнему предпочитает зерно из США, Канады,
Австралии и Аргентины. Его легко подвозить к восточному густонаселенному
побережью Китая. Здесь же давно уже сложилась вся необходимая
инфраструктура для приема и распространения этого зерна. Но Китай ждет
от Казахстана высокопротеинового зерна, которое, по словам Нурлана
Тлеубаева, в размере 500 тыс. тонн уходит в Европу через порты Балтики и
Черного моря.
- Кроме высокопротеиновой пшеницы, а это 500 тысяч тонн в год, больше
мы грузить не будем, - отметил он. - Это зерно не идет в Китай,
поскольку здесь хотят получить не только высокий протеин в зерне, но и
низкую цену не него.
Остановить зерновые потоки к Причерноморским портам сразу через год и перенаправить его в другое русло. Возможно ли это?
Федор Сергеев
|