Газета "Наш Мир" br> Реальное значение партнерства Starbucks с компанией по производству
программ оплат через мобильные телефоны Square - не в том, что очереди
за кофе станут короче. Тогда в чем?
Один маленький шаг, чтобы
получить ванильный латте, и гигантский скачок для всего человечества –
так мир охарактеризовал вчерашнюю сделку между Starbucks и новой
компанией оплат через мобильные телефоны Square. Эта компания может
идентифицировать человека и выяснить его финансовое положение, когда он
приближается к кассе, сопоставить лица покупателя и продавца, получить
информацию об оплате и разрешить проведение сделки без наличных денег,
без кредитки и даже без рук:
«С вас 5 долларов». «Я Дерек Томпсон». «Спасибо, оплачено».
Все. Я иду к двери со своим кофе.
Вот как оно выглядит, общество без наличных денег. Это круто. Но насколько круто на самом деле?
Давайте
проанализируем некоторые важные моменты – для покупателей и для
продавцов. Для продавцов технология продаж через электронный кассовый
автомат ужасна, стара и дорога. С кредитными картами - постоянные
проблемы, банкноты и монеты обременительны, программное обеспечение
систем оплаты - сложное, и его можно обмануть. А у Square - все просто.
Она не только исключает ляпы в процессе набора чьего-то номера, но и
очеловечивает процесс взаимодействия, превращая в точку контакта лица
двух людей, а не кредитку со считывающим устройством. Это здорово.
Развитие индустрии компьютерных игр в России
Что касается покупателей, то Square устраняет трения. Это либо очень
хорошо, либо очень опасно, а возможно, и то, и другое одновременно.
Оплата товара не должна быть такой сложной. Некоторые продавцы одни
кредитки принимают, а другие - нет, или требуют минимум оплаты в 10
долларов, или принимают только наличные, или у них заканчиваются
какие-то бланки. Конечно, все это - проблемы развитых стран, но мы живем
в мире проблем развитых стран, и решить их изящно и изысканно - далеко
не просто. Разводя в стороны оплату и требующие внимания действия,
беспроблемные операции по оплате заставляют нас забывать о деньгах. Это -
хорошая новость, если вы считаете, что покупатель должен тратить больше
денег. Но это - плохая новость, если вам кажется, что большинство
американцев без должного внимания относятся к деньгам.
Все эти инновации изобретаются и вводятся в действие, в основном, ради
удобства, но они открывают дорогу навстречу чему-то большему: данным,
рекламе и, конечно же, обществу. Данные, создаваемые путем миллионов
оцифрованных операций, дают лучшее представление о том, что люди
покупают и сколько они за это платят. Такого рода информация важна для
аналитических отделов корпораций и для макроэкономистов. А возможности
GPS позволяют проводить целенаправленную рекламу. Нарисуем картину
будущего.
Вы идете по улице. Жара. Находящееся в квартале от вас кафе
Starbucks посылает вам сообщение: ваш любимый в жаркую погоду напиток –
низкокалорийный ванильный латте со льдом – продается со скидкой в
доллар. Вы принимаете предложение, а потом, нажав пару кнопок,
добавляете в заказ миндальное печенье. Затем вы идете в Starbucks. К
вашему приходу все уже готово – вы просто забираете покупку, продавец
проверяет ваше лицо, и все – вы направляетесь к двери.
Когда я прочитал первую партию статей о Square, моя реакция была такова:
«Звучит здорово. Но насколько это революционно? Неужели мы такие
ленивые и занятые, что избавление нас от необходимости доставать
кредитную карту кажется огромным инновационным скачком?»
Думаю, ответ здесь двоякий. (1) Инновации, которые экономят наше время,
пусть даже совсем немного времени, - это настоящие инновации, потому
что в любой передовой экономике время и внимание - это деньги, и
получая больше первого и второго, мы становимся богаче. (2) У Square
важно не только то, что расчетные операции становятся эффективнее, но и
то, что компания приближает безналичную эпоху. Журнал Slate в своей
потрясающей серии статей написал, что безналичное общество может сделать
нас богаче, здоровее (долларовые банкноты грязные!) и умнее. Вот три
выдержки из его специального репортажа:
1) Безналичное общество может сделать нас богаче: «Авторы одного
проведенного в 2003 году исследования подсчитали, что переход от
наличного расчета к полностью электронному даст экономию в размере 1
процента ВВП (для США это 150 миллиардов долларов)».
2) Бумажные деньги разговаривать с нами не могут, а виртуальные могут – и
они дадут нам возможность лучше их тратить. Вы можете подключить ваш
безналичный счет к сервису типа Mint, и он оповестит вас о том, что вы
вышли за рамки своего месячного расчетного бюджета.
3) Но это также может привести к росту преступности, поскольку программы
можно обманывать, переводя деньги на черный рынок. «Финансовая
преступность в безналичном обществе вырастет, поскольку электронные
деньги переводить проще и быстрее. Бумажные банкноты громоздки и
неудобны … И мы не должны забывать про хакеров, которые с радостью
ринутся в мир, где все финансовые операции происходят в онлайне».
Вывод таков. Вряд ли стоит чрезмерно возбуждаться из-за того, что
очереди в Starbucks, благодаря безналичным операциям, станут короче. Но
заключенная вчера сделка - гораздо важнее для самого интересного в
стране стартапа мобильных оплат, и она подводит нас ближе к безналичной
экономике, чьи преимущества и риски мы только начинаем понимать и
оценивать.
|