О бессмысленности женской тяжелой атлетики Олимпийские игры в Лондоне - праздник гендерного равноправия. Так говорят. Я не согласен. Женщины мужчин задавили и заняли последние аванпосты до сих пор исключительно мужской территории. Женщины соревнуются в тяжелой атлетике, бьются на ринге. Парни отстают. Соревнования среди мужчин в художественной гимнастике и синхронном плавании до сих пор не проводятся. Из уже и так переполненного бассейна эмансипации, наконец, полилась вода, и она идет против течения. Позволю себе сформулировать политически некорректную точку зрения: это плохо.
Для ясности: я не призываю вернуться к тем временам, когда желание женщин участвовать в соревнованиях ограничивали. Долгое время они, конечно, по воле мужчин, не могли делать практически ничего. Еще совсем недавно крайне вредным для женского здоровья считался бег на 800 метров (в олимпийскую программу его впервые включили в Риме, 1960 год), долго считалось, что женщины не могут пробежать марафон (в программе Игр он только с Лос-Анжелеса, 1984 год). Именно Игры в Лос-Анжелесе стали прорывом и открыли женщинам возможность делать в спортивной сфере что угодно. И, конечно, как всегда, все было сверх меры. Девушки начали метать молот (впервые в Сиднее, 2000 год), теперь они уже боксируют и поднимают штангу, ну, а в Рио-де-Жанейро через четыре года они, очевидно, будут соревноваться и в сумо.
Все это похоже на тотальную победу эмансипации, великолепный результат окончательно построенного мира равных возможностей. Но кое-что здесь не складывается: почему женщины так стремятся к атлетическим молотам, штангам и боксерским перчаткам, а мужчины, наоборот, совсем не рвутся к маханию лентой и синхронному выставлению напоказ мокрых волосатых торсов ? Боюсь, так происходит от того, что на самом деле побеждает не равноправие, а мир мужчин, который признает только силу, поддающиеся измерению достижения и как можно большую брутальность соперника.
Некоторые женщины готовы потерять практически все, что их делает женщинами, только чтобы вступить в этот мир мужчин. Если вы видели, что происходило на лондонском подиуме для штангистов в женских категориях, вы знаете, о чем я говорю. Мы смотрели какое-то travesty show, когда участницы своим видом и поведением отрицали все женское, не исключая вторичные половые признаки.
Может быть, для чего-то это все же хорошо? Может быть, это помогает женщинам чувствовать себя в обществе увереннее? Боюсь, что нет. В женской тяжелой атлетике золотые медали пока разделили Китай и Казахстан, то есть страны, где в обществе господствует менталитет Бората. У меня есть все основания полагать, что победившие представительницы Китая и Казахстан - доказательство скорее успешной самопропаганды местных не совсем демократических режимов, а не победы эмансипации планетарного масштаба.
Может, кому-то кажется, что этот текст немного мачистский, но все с точностью наоборот. Это феминистический текст. Он призывает к созданию мира, где будет невозможно поставить знак равенства между эмансипацией и состоянием общества, когда женщины ведут себя, как мужчины. Где, наоборот, мужские и женские принципы будут дополнять друг друга и делать мир более человечным. Где будет полное взаимоуважение.
Этот мир не требует того, чтобы мужчины массово схватились за ленты и обручи. И даже того, чтобы женщины, пыхтя, как дровосеки, массово хватались за штанги весом 200 килограмм. Речь идет об уважении к самореализации. А это не совсем то же, что уважение к бессмыслице. Кстати, может быть, включить в летнюю Олимпиаду балет?
Петр Гонзейк