"Российское телевидение на днях обратилось ко мне с просьбой принять участие в программе о борьбе за ресурсы Арктики. Лед тает быстро, и речь шла, как обычно, о возможности крупных стратегических конфликтов из-за ресурсов морского дна - особенно нефти и газа - которые станут доступными, когда лед сойдет", - пишет на страницах The Japan Times независимый журналист из Лондона Гвин Дайер.
Интервью не состоялось из-за технических проблем со скайпом, "но вот что я бы сказал русским, если бы мой сервер не подвел меня", пишет Дайер.
В Арктике есть три вида "ресурсов". По поверхности пролегают морские пути для коммерческого транспорта вдоль северных побережий России и Канады. На дне моря имеются потенциальные месторождения нефти и газа, которые можно пробурить, если лед сойдет. И в воде между ними имеются нетронутые рыбные ресурсы.
По поводу морских путей больше всех опасается Канада, и Северный Ледовитый океан будет все больше использоваться в качестве кратчайшего пути между Северной Атлантикой и северной частью Тихого океана, но пути не будут пролегать по канадским водам. Российский транспорт пойдет по Северному морскому пути, так как он уже открыт и гораздо безопаснее для навигации.
В том, что касается месторождений углеводородов на дне Северного Ледовитого океана, то, с военной точки зрения, проблемы могут возникнуть только в случае некоторых разногласий по морским границам. Госдума РФ отказалась ратифицировать соглашение о морской границе между США и Россией, подписанное в последние дни существования СССР, но юридическая неопределенность, вызванная этими противоречиями, может скорее отпугнуть будущие инвестиции в бурение, чем привести к войне.
Остается только рыба, но едва ли из-за рыбы развернется война. Единственная опасность состоит в том, что международные рыболовецкие суда выловят всю рыбу, что и происходит сейчас в "Южном океане", омывающем Антарктиду. Так что войны из-за Арктики не будет, заключает автор.
The Japan Times