Газета "Наш Мир" br>В 1949 году Франк Maknamara, глава финансовой компании Hamilton
Credit Corporation, отправился поужинать. По окончании ужина, Франк
потянулся за кошельком, чтобы заплатить за еду. Однако там не оказалось
достаточно денег, так что ему пришлось звонить жене и просить ее срочно
привезти наличные. После этого инцидента Макнамара поклялся, что
подобная ситуация с ним никогда больше не повторится.
История появления кредиток крайне
любопытна. В 1949 году Франк Maknamara, глава финансовой компании
Hamilton Credit Corporation, отправился поужинать с Альфредом
Блумингдэйлом (внуком основателя знаменитого магазина Bloomingdale´s) и
адвокатом Ральфом Снайдером. Сидя за столиком нью-йоркского ресторана,
они обсуждали дела одного из клиентов, который попал в затруднительную
финансовую ситуацию. Этот человек владел несколькими кредитными книжками
из магазинов, в которых у него был открыт кредит, когда несколько его
друзей попросили у него денег взаймы. Денег он им не дал, но разрешил
использовать свои кредитные книжки за определенную плату, которую друзья
пообещали выплатить ему помимо погашения долга. В результате, кредит на
книжках существенно вырос, а должники оказались неплатежеспособными.
Эта неприятная ситуация вынудила несчастного обладателя кредитов занять
денег в Hamilton Credit Corporation, то есть у Фрэнка Макнамары.
По окончании ужина, Франк потянулся за кошельком, чтобы заплатить за
еду. Однако там не оказалось достаточно денег, так что ему пришлось
звонить жене и просить ее срочно привезти наличные. После этого
инцидента Макнамара поклялся, что подобная ситуация с ним никогда больше
не повторится. Обдумав две темы памятного ужина (возможность дать
взаймы свой кредит и отсутствие наличных, чтобы заплатить за еду), Фрэнк
додумался до абсолютно новой идеи – идеи кредитной книжки, которая
использовалась бы не одним магазином, а многими торговыми учреждениями.
Особая новизна этой концепции состояла в использовании
компании-посредника между продавцом и покупателями.
Кредитные книжки или карты, выпускаемые определенным магазином или
бензоколонкой, были очень популярны в начале XX века. Это помогало
компаниям обеспечивать лояльность покупателей – должник скорее вернется в
магазин, чтобы купить что-то еще. Кредитные карты обычно
распространялись среди клиентов, о платежеспособности которых было
доподлинно известно. Для длинного списка покупок нужна была целая кипа
кредитных карт, по отдельной карте для каждого места торговли.
Гениальность идеи Макнамары состояла в том, что он предполагал
использовать только одну единственную карту для всех торговых точек. К
тому же с распространением автомобиля и аэропланов люди начали
путешествовать и, естественно, им хотелось покупать вещи не только в
родном городе.
Макнамара обсудил свою идею с Блумингдэйлом и Снайдером, и в 1950
году они открыли новую компанию под названием Diners Club, которая и
должна была стать посредником между клиентами и бизнесом. Теперь не
индивидуальные компании предлагали свой собственный кредит, а Diners
Club предлагал открыть кредит клиентам для многих компаний. Сбор денег с
должников, обладателей кредитных карт Diners Club, осуществляли не сами
компании, а Diners Club. До этого компании выигрывали от использования
кредитных карт тем, что создавали постоянную клиентуру, которая
обеспечивала высокий уровень регулярных продаж. Но Diners Club не мог
зарабатывать деньги подобным образом. Было решено, что за каждую
покупку, совершенную посредством карты от Diners Club, компании будут
платить 7% от ее стоимости, а обладатели карт – ежегодный сбор в $3.
Макнамара концентрировал свое внимание на бизнесменах. Именно они
были наиболее частыми посетителями ресторанов и, следовательно, могли
иметь интерес к его услугам. Этим объясняется и название компании,
которое можно примерно перевести, как «Клуб ресторанных завсегдатаев».
Первые карты Diners Club были розданы двум сотням человек, по
преимуществу друзей и знакомых владельцев компании. Карты принимались в
нескольких десятках нью-йоркских ресторанах. Они печатались на
прямоугольнике плотной бумаги со списком всех ресторанов на оборотной
стороне.
В начале дела шли неважно. Владельцы ресторанов не хотели платить
свои 7% и опасались конкуренции карточек Diners Club со своими
собственными кредитными книжками. Потенциальные клиенты Diners Club не
хотели покупать карты Diners Club, поскольку поначалу они не предлагали
достаточно большого выбора мест, где карты принимали к оплате. Тем не
менее, к концу 1950 года примерно 20 тыс. ньюйоркцев расплачивались за
ресторанные ужины кусочками бумаги от Diners Club. Ко второму году
своего существования компания уже получила прибыль в $60 тыс., что не
оставляло сомнений в финансовом успехе нового предприятия.
Diners Club продолжал развиваться в бесконкурентном пространстве до
1958 года, когда на горизонте американского бизнеса появились кредитные
карты American Express и Bank Americard (позднее ставшая частью Visa).
Обе компании открыли новую эпоху в массовой популяризации кредитных
карт, сделав их достоянием не только США, но и всех остальных стран
мира. В 1966 году в Великобритании была выпущена первая неамериканская
кредитка Barclaycard. Впрочем, глобальная экспансия кредиток в разных
странах шла разными темпами. Многое зависело от состояния локальных
банковских систем и консервативных финансовых взглядов населения. Тем не
менее, ныне кредиткой можно расплатиться практически во всех странах
мира – эта финансовая сеть стала одним из проявлений процесса
глобализации.
По данным компании Nilson, в 2007 году на долю карточки Visa
приходилось 46% рынка США, на MasterCard – 36%, на American Express
-12%, на Discover – 6%. Положение этих карточек на международной арене
было несколько иным: Visa обладала 60% мирового рынка, MasterCard – 28%,
American Express – 10.5%, JCB – 0.9%, Diners Club – 0.5%.
|