Газета "Наш Мир" br>Коран (2:183) гласит, что пост предписан мусульманам
также, как он был предписан последователям более ранних религиозных
традиций, а именно, иудеям и христианам.
Действительно, пост
всегда был одной из важнейших практик во всех авраамических религиях.
Например, Моисей постился 40 дней и 40 ночей, прежде чем принять
Скрижали Закона (Исход 24:18). Точно также Иисус постился 40 дней, до
того как был призван провозгласить благую весть (Матфея 4:2).
Иудаизм
В
иудейской традиции цель поста – меньше питать тело, чтобы
сосредоточиться на душе, и, таким образом, облегчить процесс возвращения
к Богу и достижения состояния чистоты.
В иудаизме пост это и
способ вспомнить о жертвах и трагедиях, неоднократно пережитых евреями
за их историю. В этом случае пост выражает печаль, скорбь и искупление
грехов человека и всего народа.
Так, самым важным еврейским
праздником является Йом-Киппур (День искупления грехов), последний день
ежегодных Десяти дней покаяния. Йом-Киппур приходится на 10-й день
месяца Тишрей (чаще в сентябре или октябре) и предполагает строгий пост,
который начинается с заката дня накануне праздника и длится сутки, до
следующего вечера. Обычно весь этот день евреи проводят в синагоге,
молят Бога простить им грехи и испрашивают прощения у тех, кого они
обидели.
Тиша беав – еще один день поста, когда верующие скорбят
о разрушении двух Храмов в Иерусалиме (586 г. до н.э. и 70 г. н. э.). В
этот день в течение суток с заката до заката иудеям запрещено есть,
пить, мыться, вступать в сексуальную связь, пользоваться косметикой и
носить кожаные изделия.
Христианство
Христиане
постятся по примеру Иисуса и в память о событиях его жизни. Например, в
течение 40 дней, предшествующих Пасхе, христиане не едят мяса,
употребляют простую пищу. Это время раскаяния и серьезных размышлений о
жертве Иисуса ради спасения человечества.
Католики также
воспринимают пост как средство укрепления духа, овладения плотскими
желаниями, время милосердия и помощи бедным и нуждающимся. Начиная со
второго века пост в страстную пятницу, когда по христианскому вероучению
был распят Иисус, является днем самого строго поста в году.
Православные
христиане постом пытаются достичь той степени духовной чистоты, какая
была присуща Адаму и Еве в Эдеме. Пост не дает верующему превосходства
или права на спасение, а рассматривается как тренировка духа путем
самоотречения и самопожертвования, которая избавляет от привязанностей и
страстей. Например, иногда христиане используют Великий пост как
возможность бросить курить.
Протестанты считают пост, обычно
сопровождающийся молитвой, важной частью их личного духовного опыта,
также как и другие богослужебные традиции. Если большинство католиков
пытаются следовать канонической традиции поста, то протестантизм склонен
оставлять такие вопросы как сроки и частота поста на усмотрение
верующего.
Ислам
Среди мусульман, в
отличие от большинства христиан и евреев, хорошо известна история о том,
как постился Давид. Согласно исламу, Давид был пророком, которому было
дано божественное писание и послание (Коран, 38:17-20). Он был царем, но
при этом жил просто и добывал себе пропитание кузнечеством (Коран,
34:10: «Мы сделали железо мягким для него»). Он настолько сильно ощущал и осознавал Бога, что часто плакал и через день постился.
Пророк
Мухаммад советовал некоторым своим сподвижникам именно такой пост как
заслуживающий самый высокой награды – большей, чем за соблюдение
обязательного поста.
Еще один вид поста, который был принят
среди людей писания (иудеев и христиан), позднее переняли мусульмане,
это пост в день Ашура. После переселения из Мекки в Медину Пророк
Мухаммад (мир ему и благословение) узнал, что евреи Медины постятся на
10-й день Мухаррама – первого месяца года по арабскому календарю. Они
сказали, что в этот день Моисей со своим народом чудесным образом
пересекли Красное море. Услышав это от иудеев, Пророк сказал: «Мы ближе к Моисею, чем вы», и советовал мусульманам соблюдать пост в 9-й и 10-й либо в 10-й и 11-й дни Мухаррама.
Так пост в день Ашура стал самым значительным постом после поста в месяц Рамадан.
|