Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Газета "Наш Мир" br>Когда в 2005 году руководители Стэнфордского университета пригласили
Стива Джобса (Steve Jobs) для выступления перед выпускниками, они
наверняка понимали, что не стоит ожидать энергичного выступления о вере в
себя. Тем не менее, ныне известная речь все равно была шокирующей: он
советовал им жить, думая о смерти. «Понимание того, что я скоро умру —
это самый важный инструмент, который помогает мне принимать сложные
решения в моей жизни», - сказал он тогда. Возможно, основатель компании
Apple вывел потребительские технологии на новый, ранее невообразимый
уровень, но ему удалось это сделать благодаря старой правде: рано или
поздно его время подойдет к концу.
Стоит отметить, что данное
утверждение не всегда было шокирующим: когда-то процветала идея "memento
mori” (лат. – помни, что умрешь). Согласно легенде, в Древнем Риме
победившие генералы на параде приказывали рабу следовать за ними,
повторяя эту фразу, призывая к смиренности. Писатель Монтень (Montaigne)
считал, что писатели должны работать за столом с видом на кладбище: это
проясняет голову. «Давайте лишим смерть ее уникальности, давайте будем
часто упоминать ее, давайте привыкнем к ней», - призывал он. Будда
советовал монахам медитировать в моргах, среди мертвых тел, чтобы
никогда не забывать, что они сами – лишь плоть и кости. В современной
истории мы смогли запрятать смерть в стены хосписов и похоронных бюро.
Но существуют обнадеживающие признаки того, что с помощью интернета
"memento mori” возвращается.
Дело даже не столько в шутливых
приложениях, например,Death Clock, которое использует статистические
данные для расчета предположительного момента смерти, а после начинает
отображать обратный отсчет. Также появилась «смертельно» серьезная
новая сфера «танатосензитивного дизайна», включающая в себя
«информирование» о смерти в социальных сетях. Теперь, когда наша жизнь
проходит при активном использовании социальных сетей, что происходит со
всеми нашими записями, когда мы умираем? Многие сервисы отказываются
предоставлять родственникам умерших их пароли – кто сказал, что
секретность заканчивается в могиле? Поэтому многие службы
«танатосензитивного дизайна» предоставляют пользователю возможность
сделать свой выбор заранее. (Приложение в социальной сети Facebook
«IfIDie» помогает подготовить последние слова и публикует их в случае
вашей смерти). Специально или нет, но все подобные инструменты являются
напоминанием неизбежного – они противопоставлены глубоко заложенной
тенденции, которую психолог Эрнест Беккер так ясно определил в названии
своей монументальной работе «Отрицание смерти».
Memento mori
возвращается и за пределами интернета. Например, в Лондоне существует
коллектив Death Cafe, который собирается в кафе с тем, чтобы «узнать о
смерти больше и тем самым помочь людям использовать их (невечные) жизни
как можно лучше». Стоящая за этим идея принадлежит швейцарскому
социологу Бернарду Креттазу (Bernard Crettaz), который хотел преодолеть
«тираническую секретность», окружающую смерть. Подобные встречи иногда
ограничивались чашкой чая и пирожным, но в этом и суть: члены клуба
пытаются лишить смерть отдаленности, загадочности и «вплести» осознание
смертности в повседневную жизнь вместо того, чтобы просто ждать до тех
пор, пока осознание это не станет неизбежным.
Согласно научной
теории «управления ужасом», наши усилия по уклонению от мыслей о смерти
объясняют многие психологические феномены, от фанатизма до курения. Как
показывают исследования, мы реагируем на упоминания о смерти, становясь
более агрессивными или нетерпимыми – но это происходит лишь из-за того,
что эти упоминания вызывают шок. Именно с этим пытается бороться
memento mori. «Правильные» напоминания могут помочь нам
сконцентрироваться на действительно важном, и, возможно, сделают нас
лучше: согласно одному исследованию, люди, гулявшие по кладбищу, были
гораздо более- на 40% - готовы помочь человеку (исследователю),
обронившему блокнот. Аура смертности, казалось, делала их более
внимательными.
Многие ученые пытаются найти способ продлить
человеческую жизнь. Однако хорошо, что некоторые исследователи
концентрируются на том, чтобы мы помнили: пока, насколько известно,
бесконечно жизнь продлевать невозможно.