После того как решением Хамовнического районного суда от 10 июля с.г. был отклонен иск Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) к Патриаршему подворью храму Христа Спасителя (см. «НГР» от 18.07.12), эта организация снова апеллировала к правоохранительным органам. Общество обратилось в прокуратуру Москвы и Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы с просьбой провести проверку использования помещений и средств в храме Христа Спасителя. Иными словами – установить факты нецелевого использования тех помещений и финансовых средств, которые выделяются храму из городского бюджета. Так, только в этом году Фонду храма Христа Спасителя было выделено 372 млн. руб. Поскольку большинство помещений занимают коммерческие организации (например, охранные услуги ЧОП «Колокол» или бюро переводов Lanta), а религиозная деятельность осуществляется лишь на 7% от общей площади храма, что выяснилось в процессе рассмотрения иска к Патриаршему подворью, у ОЗПП возникли сомнения, что бюджетные средства расходуются по целевому назначению. В 2004 году, согласно распоряжению московского градоначальника, Фонду храма Христа Спасителя было передано в доверительно управление помещение храма для использования в соответствии с уставными задачами некоммерческой организации. В то же время фонд передал Патриаршему подворью для ведения религиозной деятельности те 7% от общей площади храма, говорится на сайте ОЗПП.
Также ОЗПП обратилось в инспекцию ФНС России № 4 по городу Москве с просьбой проверить законность и обоснованность неуплаты Патриаршим подворьем налога на прибыль, а также обратить внимание на неотражение в налоговой отчетности дохода от продажи предметов религиозного назначения, сувениров, ювелирных украшений и прочих товаров.
В свою очередь, руководство Фонда храма Христа Спасителя также обратилось в московскую прокуратуру с ответным заявлением, в котором потребовало привлечь к ответственности ОЗПП за распространение сведений, которые порочат репутацию фонда. По мнению представителей фонда, ОЗПП забыли упомянуть о собственно культовых помещениях, которые занимают лишь 3,5 % от общей площади комплекса. А 7 % помещений, о которых говорят в ОЗПП, занимает персонал Патриаршего подворья.
Как сообщил в комментарии корреспонденту «НГР» юрист ОЗПП Андрей Семенов, «получив всем известное теперь решение суда, мы, во-первых, пишем апелляционную жалобу, будем обжаловать решение суда». «Во-вторых, мы просим компетентные органы проверить законность той системы, которую ответчик изобразил в суде, в том числе с точки зрения налогового законодательства, с точки зрения использования контрольно-кассовых машин», – сказал Семенов. По словам юриста, обращение в прокуратуру Москвы – это один из шагов, которые предприняло ОЗПП. «Запросы в налоговые органы мы отправляли для того, чтобы они пояснили, действительно ли это купля-продажа либо это действительно со стороны храма подарок посетителю, – отметил Семенов. – И тогда последствия подарка, которое сделало юридическое лицо, таковы, что одаряемый обязан уплатить налог на доход физического лица». Юрист пояснил: «Получается, что те, кто купил какие-то сувениры на определенную сумму в течение года, обязаны были уплатить налог. И те, кто этого не сделал, получается, уклоняются от уплаты налогов». Оценивая перспективу обращения в прокуратуру Москвы, Семенов сказал, что «на наше обращение ответить обязаны, дать разъяснения, так или иначе». По мнению юриста, на обращение ОЗПП в прокуратуру могут быть два ответа. «Либо они согласятся с тем, что описанная система является глупостью и речь идет о договоре купли-продажи, либо, если захотят пойти по пути абсурда, придется признать, что куча народу уклоняется от уплаты налогов и всех, кто там что-то купил, нужно срочно ловить и сажать за то, что они бесплатно получили подарок, на что не имели права», – заключил Семенов.
Ранее в ОЗПП отмечали, что суд был заинтересован как можно скорее закрыть дело по храму Христа Спасителя. И тот факт, что в ходе судебного заседания на стороне Русской Православной Церкви выступил представитель Роспотребнадзора, позволяет предположить, что московская прокуратура и прочие инстанции, к которым обратилось ОЗПП, могут оказаться в затруднительном положении.