Газета "Наш Мир" br> Озвученные секретарем Совбеза РФ планы Москвы по усилению охраны Севморпути выглядят блефом.
На днях секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев сообщил: «Сформирован
перечень ключевых объектов двойного назначения в удаленных районах
арктических морей по трассе Северного морского пути, которые необходимо
развивать в интересах обеспечения временного базирования боевых кораблей
(судов) Военно-Морского Флота и Пограничной службы ФСБ России».
Заявление секретаря Совбеза наверняка вызовет острый интерес не
только в России, но и за рубежом. Потому что прозвучало оно на фоне
непрекращающегося спора о национальной принадлежности арктического
шельфа и обостряющейся борьбе за право добычи на нем природных ресурсов,
которую ведет уже около десятка стран. В 2008-2009 гг. правительство
США осуществило геологическую разведку региона, по результатам которой
сделало вывод, что около 30% мировых запасов природного газа и 13% нефти
залегает в Арктике – преимущественно в море на глубине менее 500
метров. Пока доступ к ним либо физически невозможен, либо экономически
нерентабелен. Но ученые прогнозируют, что скоро ситуация радикально
изменится.
Так, в 70-х гг. XX века площадь льдов Арктики составляла примерно 8
млн. кв. км. В 2007-м от них осталось всего 4,3 млн. Стремительное
таяние продолжается. В частности это утверждает американский геолог Лоуренс Смит в
книге «Новый Север: мир в 2050 году». Выходит, скоро станет возможным и
куда более интенсивное, чем нынче, использование Северного морского
пути. Он способен стать реальной альтернативой «южному» марщруту,
проходящему через Суэцкий канал. Потому что сокращает плавание из
Западной Европы, например, в Японию на 5-8 тысяч километров.
На фоне этого естественно стремление России обеспечить безопасность
своих северных границ и защиту собственных экономических интересов в
Заполярье. И присутствие наших боевых и пограничных кораблей на трассе
Севморпути тоже представляется нелишним. Однако насколько оно реально?
Мы попросили бывшего командующего 5-й Средиземноморской
оперативной эскадрой, бывшего начальника Главного штаба ВМФ адмирала
Валентина Селивановапрокомментировать «арктические» планы Москвы. Адмирал заявил «СП»:
– Северный Ледовитый океан потому и называется Ледовитым, что покрыт
льдом. Раньше зимой там без ледокола пройти было нельзя, а зайти в бухту
даже и с ледоколом невозможно. Но в последние годы Северный морской
путь становится все более доступным для судоходства. Например, в прошлом
году небольшой военный корабль в сентябре прошел весь путь от Мурманска
до Чукотки без ледокола, даже нигде не останавливаясь. То есть -
ледовая обстановка изменилась. Поэтому с учетом все ужесточающейся
борьбы за ресурсы Арктики совершенно логична потребность в пунктах
маневренного базирования нашего флота по всей трассе Севморпути.
«СП»: - В прошлых интервью вы неоднократно сетовали, что за
последние 20 лет мы не построили ни одного крупного боевого корабля. Что
будем базировать в новых северных морях?
– Разумеется, об этом нужно думать уже сегодня. Нужны новые надводные
корабли, способные плавать в высоких широтах. Нужны новые подводные
лодки. Возможно - корабли на воздушной подушке, которые могут ходить и
по воде, и по льду. Будем надеяться, что все это удастся построить хотя
бы к 2020 году. Наромню, президент обещал, что к тому времени у нас
появится 50 новых кораблей различного класса и назначения.
«СП»: - Мы не утратили технологии строительства кораблей усиленного ледового класса для северных широт?
– Не утратили. Другое дело, что десять лет на этом направлении не
было никакого движения. Найдутся ли теперь люди, которые с чистой
совестью и заботой о флоте внедрят эти технологии в металле - это,
конечно, вопрос.
«СП»: - В советские годы в Арктике существовали пункты базирования, подобные тем, что планируют построить сейчас?
– Нет. Но тогда была другая военно-политическая обстановка и другие
угрозы. Одно время на Новой Земле лет десять базировалась бригада
эскадренных миноносцев. Восточнее никаких пунктов базирования у нас
никогда не было
|