Газета "Наш Мир" br> Ливанская война 2006 года подарила нам новое знание. Мы были уверены тогда, что израильская экономика войдет в полосу глубокого кризиса и стагнации в результате длительного ракетного обстрела севера страны и опасений, что ракеты долетят и до Тель-Авива.
Но выяснилось, что мы ошибались в своих предположениях. Израильская экономика продемонстрировала исключительную мощь и невероятную устойчивость. И хотя темпы роста замедлились в третьем квартале, в течение короткого времени отечественная экономика вернулась к прежним показателям, словно ничего и не происходило. Так может быть нам удастся выйти сухими из воды и в случае атаки на Иран? Я сильно в этом сомневаюсь.
Банк Израиля и министерство финансов полагают, что атака на иранские объекты будет иметь тяжелейшие последствия для хозяйства страны. Они опасаются полного паралича экономики на длительный период, многочисленных банкротств и массовых увольнений. Центробанк готовит специальную программу защиты израильских банков в случае массовой паники, которая приведет к снятию гражданами со своих счетов всех финансовых сбережений. Это может привести к полному краху израильской финансовой системы.
Атака на Иран вызовет осуждение Израиля большинством государств мира. Уже сегодня есть государства, компании, профсоюзные организации, потребительские объединения, которые бойкотируют Израиль в связи с его политикой на оккупированных палестинских территориях. Атака на Иран расширит список стран, компаний, организаций, бойкотирующих Израиль.
В Европе и сегодня есть коммерческие компании, которые воздерживаются от торговых отношений с нами в связи с так называемым «израильским риском». Когда же подобные опасения станут реальностью, когда ракеты будут падать на Тель-Авив, все прочие международные инвесторы немедленно покинут израильский рынок. Следует ожидать краха биржи ценных бумаг (это касается как акций частных компаний, так и облигаций государственных займов), резкого роста бюджетного дефицита, связанного со снижением доходов от налогообложения и ростом военных трат.
Атака на Иран означает резкое повышение цен на нефть, что приведет к углублению мирового экономического кризиса. Это сделает нас еще менее популярными в Европе и США. Если существует сегодня в мире что-либо абсолютно ненужное испанскому безработному или греческому демонстранту, так это повышение цен на горючее.
В отличие от относительно запоздалой и незначительной реакции Ирака на бомбардировку атомного реактора в 1981 году, иранский ответ будет во много раз более серьезным. И молниеносным. Десятки, а может быть и сотни, ракет будут выпущены по Израилю в качестве первой реакции на атаку. Кроме того ракетный дождь будет «капать» на протяжении длительного периода. Почти каждый день.
Люди будут бояться выходить из дома, совершать покупки, торговые центры опустеют. Спрос на товары упадет, предприятия обанкротятся. Туристы перестанут приезжать в страну, инвесторы сбегут отсюда, морские порты будут парализованы, международные авиакомпании отменят рейсы в Тель-Авив. В конечном итоге произойдет девальвация шекеля, начнет расти инфляция и безработица. Удар будет следовать за ударом. Лишь одна сфера станет дешевле - жилье.
При таком сценарии у нас не будет иного выбора, кроме как обратиться к нашему единственному другу - Соединенным Штатам Америки. Однако, учитывая нынешний уровень отношений с Бараком Обамой, нет никаких причин полагать, что он поспешит к нам на помощь. Ведь Обама выступает против атаки на Иран, а уж тем более в данный период, в канун президентских выборов в США. И это является самым опасным шагом израильского руководства - подвергать риску отношения с единственным союзником нашего государства.
Как в ходе своей первой каденции, так и в последние три года Нетаниягу сумел настроить против себя американскую администрацию, которая его ненавидит. Теперь он, и мы вместе с ним, пожинаем плоды. Израильское общество прекрасно понимает, насколько мы зависим от США. Речь не только о трех миллиардах долларов ежегодной помощи. И не только о новых самолетах. Без интенсивной поставки вооружения в ходе войны, без американского дипломатического «зонтика» мы окажемся в невероятно опасной ситуации.
Американскому президенту достаточно намекнуть на то, что он «взвешивает» отношения его страны с Израилем - и мы тут же превратимся в экономических изгоев. Никто в мире не одолжит нам ни одного доллара. В такой ситуации даже гигантские израильские концерны с международными филиалами, такие, например, как «Тева», не смогут получить ни одного кредита за рубежом.
Нехемия Штрасслер
|