Два сценария для Сирии: ливанизация или балканизация
– Ереванское агентство «Новости Армении – NEWS.am» приводит статью политического аналитика Махди Дариуса Наземроаи, опубликованную на сайте иранского англоязычного телеканала «Press TV», со значительными сокращениями:
«То, что происходит в Сирии, является признаком грядущих перемен в регионе. Смена режима является не единственной целью США и их союзников в Сирии. Конечная цель Вашингтона – разделение Сирии.
Британская «Maplecroft», которая специализируется в области консалтинга по стратегическому риску, считает, что мы являемся очевидцами балканизации сирийского государства: «Курды на севере, друзы в южных горах, алавиты в северо-западном прибрежном горном районе и суннитское большинство в остальной части».
Мы уже слышим, что такие люди, как советник Белого дома Вали Наср, говорят обо всем этом. Религиозные и этнические расколы в Сирии не разграничены в чисто географическом плане, и процесс балканизации может проходить как процесс ливанизации, что означает, что Сирия будет разделена по линиям насильственного религиозного разлома и столкнется с политическим тупиком, как Ливан во время гражданской войны, но формально не распадется. Ливанизация – мягкая форма балканизации – уже имела место в Ираке при федерализме.
События на Ближнем Востоке и в Северной Африке демонстрируют оживление массовых движений против местных тиранов, как в Бахрейне, Иордании, Марокко и Саудовской Аравии, но есть и порочный сценарий из израильского плана Йинона и его ответвлений.
План Йинона и аналогичные схемы стремятся к умышленно вызванной войне между шиитами и суннитами среди мусульман в качестве центральной части сектантских разделений, или фитны по-арабски, которые включают христианско-мусульманскую, арабо-берберскую, арабо-иранскую, арабо-турецкую и ирано-турецкую вражду.
Этот процесс стремится разжечь религиозную ненависть, этнические разделения, расизм и религиозные войны. Все страны, которые США и их союзники дестабилизируют, имеют естественные разделительные линии, а когда племенная, этническая, конфессиональная и религиозная вражда разжигается в одной стране, она будет распространяться и в другие страны. Проблемы в Ливии имели последствия в Нигере и Чаде, а проблемы в Сирии распространяются в Турции и Ливане.
Стоит процитировать слова Дора Голда, председателя Иерусалимского центра по связям с общественностью и советника премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху: «То, что вы имеете в Сирии, значит, что Ближний Восток трещит по швам, новая форма хаоса заменяет то, что существовало».
Это, конечно, является частью стремления израильских политиков принимать желаемое за действительное, они заинтересованы в том, чтобы видеть ситуацию такой. Первоначально позиция Тель-Авива игнорировалась, когда начался кризис в Сирии, но теперь ясно, что Израиль заинтересован в том, чтобы Сирия распалась на части и пребывала в состоянии продолжительной гражданской войны. Это то, что было намечено в плане Йинона и его преемников в качестве стратегических целей Израиля в Сирии и Ливане.
Сирию, как и Ирак, можно рассматривать как ключевую точку давления на Ближнем Востоке. Беспорядок в обеих странах создаст региональный кризис. Пока ситуация накаляется в Сирии, хрупкий Ирак тоже начинает пульсировать.
Те, у кого есть сомнения в том, что США разжигают огонь, чтобы создать кризис на Ближнем Востоке, или что события в Сирии начинают обрастать региональными последствиями, должны просто рассмотреть регион Курдистана. Курдские националистические бойцы начали мобилизацию в Сирии и Турции, а турецкие войска были атакованы ими. Региональное правительство Курдистана (РПК) начало делать важные шаги, которые показывают его независимость от Ирака.
В Ираке РПК является де-факто государством с собственным парламентом, флагом, армией, визовым режимом, вооруженными силами, полицией и законами. Нарушив национальное законодательство Ирака, РПК даже самостоятельно заключило незаконные сделки с оборотом оружия и нефти с иностранными правительствами и организациями, даже не уведомив правительство в Багдаде. Кроме того, РПК даже помешала иракским войскам пойти к северо-западной границе Ирака с Сирией, чтобы покончить с контрабандой оружия и беззаконием.
Турция, которая поддерживает тесные связи с РПК, также поощряла такое поведение и даже относилась к РПК как к национальному правительству, имея дипломатические контакты без консультаций с правительством Ирака в Багдаде. Руководители Регионального правительства Курдистана также позволяют, чтобы их страна использовалась в качестве базы для операции Моссада против Сирии и Ирана.
По иронии судьбы, Турция предупредила, что предпримет военные действия против курдских сепаратистов в Сирии, в то время как Анкара поддерживает сепаратистские тенденции среди РПК и разделение Сирии. Помимо создания напряженности в отношениях между турецким и иракским правительствами, это имеет последствия в Турции. Курдская рабочая партия вновь начала мобилизацию, при этом утверждает, что она держит под контролем район Шемдинли в турецкой провинции Хаккяри, и бои вспыхнули на юго-востоке Турции.
Премьер-министр Турции Эрдоган попытался обвинить Сирию в провоцировании боевых действий, развернувшихся в курдских районах Турции, но он опустил тот факт, что насилие в Турции является прямым результатом турецкого вмешательства в Сирию. Оружие, посылаемое Эрдоганом в Сирию, в конечном итоге найдет свой путь обратно в Турцию, где оно будет использоваться антиправительственными силами.
Атака на автобус с израильскими туристами в Болгарии зловеща без всякого преувеличения. Что бросается в глаза в связи с инцидентом, так это то, что Израиль обвинил «Хезболлу» Ливана и Иран немедленно – даже не прошло и часа после атаки или расследования.
Стоит отметить, что всего несколько недель назад чиновники в Тель-Авиве угрожали вновь атаковать Ливан, сказав, что они полностью разрушат Ливан в третьей израильско-ливанской войне. Эти комментарии были сделаны израильским бригадным генералом Герци Галеви, командиром 91-й тель-авивской дивизии, всего за неделю до шестой годовщины победы «Хезболлы» над Израилем в войне 2006 года между Израилем и Ливаном. Галеви и другие израильские лидеры неоднократно угрожали превратить Ливан в пепелище, начав тотальную атаку.
На всех союзников Сирии оказывается давление в многомерной войне. На Иран, Россию, Ливан, Ирак, палестинцев оказывается возрастающее давление, чтобы они отказались от своих сирийских союзников. Израильские угрозы нацелены на то, чтобы оказать психологическое давление на Ливан и «Хезболлу» в качестве средства для распространения в Ливан психологической, информационной, экономической, дипломатической, разведывательной и политической осады Сирии.
Спонсируемая США осада Сирии является частью попыток разделить Евразию и сохранить свое мировое первенство в качестве сверхдержавы. Вашингтон не проявляет милосердия ни к своим друзьям, ни к врагам, и такие страны, как Турция и Саудовская Аравия, в конечном итоге будут использоваться как пушечное мясо. Американские стратеги хотят, чтобы территория от Северной Африки и Ближнего Востока до Кавказа, Центральной Азии и Индии превратилась в черную дыру борьбы, в «Евразийские Балканы» а-ля Бжезинский.
Арабы, Иран и Турция в настоящее время выстраиваются для крупного конфликта, потому что США теряют статус сверхдержавы. Все, что осталось от статуса сверхдержавы Вашингтона,– это его военная мощь. К концу своей относительно короткой жизни Советский Союз тоже обладал только военной мощью. Советский Союз испытал социальные волнения и переживал экономический спад, прежде чем рухнул.
Ситуация в США не сильно отличается – страна бедна, социально разделена, становясь расово поляризованной и быстро теряя свое международное влияние. Однако элиты США полны решимости сопротивляться тому, что все больше и больше похоже на неизбежную потерю статуса сверхдержавы их страны и их империи.
Разжигание Евразии и подстрекательство к мятежу кажутся ответом Вашингтона на предотвращение своего упадка. США планируют начать большой пожар от Марокко и Средиземноморья до границ Китая. Этот процесс, по существу, был начат США путем дестабилизации трех регионов: Центральной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки.
Вашингтон, похоже, мечтает о таком сценарии:
– курдские восстания происходят в Сирии, Турции, Ираке и Иране;
– религиозные гражданские войны пожирают Ирак, Ливан, Сирию, Турцию и Йемен;
– нестабильность и борьба стали причиной кровопролития в Алжире, Египте, Ливии, Пакистане и Судане;
– берберы и арабы воюют друг с другом по всей Северной Африке;
– небезопасность и политическая неопределенность распространяется в Центральной Азии;
– война на Южном Кавказе пожирает Грузию, Армению и Азербайджан;
– разжигаются восстания против России на Северном Кавказе среди балкарцев, чеченцев, черкесов, дагестанцев, ингушей и других местных народов Кавказа;
– Персидский залив является зоной нестабильности; и у России натянутые отношения с Европейским Союзом и Турцией.
Такой большой пожар будет неуклонно поддерживаться Вашингтоном. В конечном итоге все это нарушит некоторые из основных мировых энергетических маршрутов и поставок, чтобы нанести удар по экономике импортеров энергоносителей – Китая, крупнейших европейских держав, Индии, Японии и Южной Кореи. Это может заставить Европейский Союз стать милитаристским из отчаяния спасти свою экономику.
Такой сценарий может быть опасным для поставщиков энергии – России, а также стран ОПЕК,– которым придется выбирать между ЕС и Китаем, если будет дефицит энергии. Может быть спровоцирована война за ресурсы – как Первая мировая война,– которая приведет к краху большую часть Африки и все промышленно развитые регионы Евразии.
Это будет происходить, в то время как США будут стоять в стороне, наблюдая с безопасного расстояния, как они сделали это во время Первой и Второй мировых войн, а потом вмешается с целью поправить дело как экономический благодетель разрушительной войны, заключает иранский эксперт.
Рустам Галеев